Сотрудничество

B204054E-FC04-4E03-B935-E151AF144168В рамках достигнутой договоренности  об информационном сотрудничестве с Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в газете «Экологическая вахта Санкт-Петербурга» публикуются статьи и материалы о повседневной деятельности Департамента, Общественного экологического совета при Департаменте, что должно способствовать укреплению обеспечения экологической безопасности. Сегодня на вопросы  газеты  о специфике осуществления экологического надзора, проблемах, с которыми сталкивается Департамент,  отвечает начальник  Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу О.Н. Жигилей

Олег Николаевич, на какую территорию распространяются полномочия Департамента? Какие виды надзора осуществляются Департаментом?

— Сразу же отмечу, что Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу находится в подчинении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и координирует работу девяти управлений Росприроднадзора в Северо-Западном федеральном округе (Архангельская, Мурманская, Вологодская, Новгородская, Псковская, Калининградская области, Ненецкий автономный округ, Республики Карелия и Коми). Непосредственно осуществляет надзорные и разрешительные функции на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на объектах, отнесенных к объектам федерального экологического надзора.

Полномочия по защите окружающей среды от негативного воздействия мы осуществляем в области земельного, водного, экологического, морского и других видов надзора.

В 2010 году Росприроднадзору были переданы полномочия в области экологического нормирования, разрешительной деятельности и регулирования обращения с отходами, администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Существуют ли специфические особенности развития северо-западного региона, которые приходится учитывать  при осуществлении надзорной деятельности?

При реализации возложенных функций Департамент учитывает особенности региона, среди которых географические, социально-экономические и другие факторы, которые накладывают отпечаток на специфику надзора в области охраны окружающей среды.  Так, Ленинградской области, как региону с развитым сельскохозяйственным производством, присущи проблемы, связанные с загрязнением почв и водных объектов отходами, образующимися от жизнедеятельности животных. В Ненецком автономном округе и Республике Коми, богатых углеводородными месторождениями, зачастую сталкиваемся с нефтеразливами, возникающими при добыче сырья, или при авариях на магистральных нефтепродуктопроводах.

В Калининградской области с ее янтарными месторождениями Росприроднадзору приходится пресекать незаконные работы по добыче янтаря. Нельзя не отметит и тот факт, что Калининградская область – полуэксклав, не имеющий общей сухопутной границы с основной территорией Российской Федерации. Данная особенность ведет к определенным трудностям при осуществлении морского надзора. В практике надзорной деятельности были случаи, когда нефтепродукты поступали в акваторию Финского залива на территорию Калининградской области с приграничной Литовской Республики.  Отделу надзора на море Департамента, который располагается в Калининградской области, тогда взаимодействовали с природоохранными органами Литвы с целью установления источника поступления загрязняющих веществ в водный объект.

На территории северных регионов округа остро стоит проблема с прошлым накопленным экологическим ущербом. Брошенные и полузатонувшие корабли на акваториях морей, бочки из-под нефтепродуктов, развалившиеся здания и сооружения, которые достались региону от военных, покинувших данные территории после распада Советского Союза.

Сегодня на решение данной проблемы нацелено руководство страны, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Разработана федеральная целевая программа по ликвидации накопленного экологического ущерба на 2014 – 2025 годы. Многие территории уже освобождены от прошлого экологического ущерба, а многие еще предстоит убрать.

Каков алгоритм выявления и пресечения природоохранных правонарушений?

В ходе проверок Департамент выявляет природоохранные правонарушения, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях проводит административные расследования, привлекает нарушителей к административной ответственности, выносит постановления о назначении административных наказаний. В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, вносит в адрес природопользователей представления, а также выдает предписания. При наличии оснований в соответствии с действующими и утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии РФ методиками, производится расчет ущерба, причинного природе. Мы направляем природопользователям предложения добровольно возместить ущерб. Однако в большинстве случаев добровольно денежные средства нарушителями не выплачиваются. Например, Департаментом был произведен расчет ущерба, причиненного природе ООО «Выборгская лесопромышленная корпорация». Его сумма превысила 1 млрд 170млн рублей. Общество добровольно ущерб не возместило. Сейчас взыскиваем данные средства в судебном порядке.

В Российской Федерации с 2003 года проводится административная реформа, цель которой — построение компактной и эффективной модели, ориентированной на граждан и ставящей своей целью повышение качества предоставления государственных услуг. Многие эксперты высказывают мнение относительно того, что «административная реформа» в Российской Федерации провалилась, что качество оказания государственных услуг не изменилось и остается на прежнем уровне. Насколько я понимаю, Департамент оказывает гражданам государственные услуги. Испытывает ли Департамент какие-либо трудности  в данной связи? Если да, то в чем конкретно они проявляются?

— Департамент оказывает гражданам государственные услуги в области нормирования, администрировании платежей, государственной экологической экспертизы, лицензирования. Однако отмечу, что  Департамент как орган исполнительной власти федерального уровня не вправе давать оценок  реформам, инициируемым государством.

В ходе предоставления государственных услуг наше ведомство сталкивается  с рядом проблем. Например, в соответствии с законом  об экологической экспертизе, ее финансирование осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. В 2013 году Департаментом проведена государственная экологическая экспертиза по 19-ти объектам. Перечисленные заказчиками финансовые средства на проведение экспертизы в размере 3,3 млн рублей, в том числе и 1,73 млн рублей – заработная плата экспертам до сих пор не поступили в Департамент. В виду чего внештатные эксперты отказываются от работы в экспертных комиссиях по объектам, где экспертиза уже оплачена заказчиком.

Кроме того, для ряда государственных услуг не разработаны административные регламенты, что, безусловно, затрудняет работу нашего ведомства по их оказанию.

По данным Росстата, в 2011 году на территории Российской Федерации образовано свыше 4 млрд тонн отходов производства и потребления, из которых использовано и обезврежено только 46,3 %. На Северо-Западный округ приходится более 378 млн тонн отходов производства и потребления(8,79 %), из которых только 65 млн тонн, или 17%, подвергается использованию и обезвреживанию. Остальные размещаются на специализированных полигонах. Участвует ли Департамент в решении данной проблемы?

-Действительно, ситуация с твердыми бытовыми отходами остро стоит не только на территории Северо-Западного федерального  округа, но и на всей территории нашего государства. На сегодняшний день методы, утилизации твердых бытовых отходов, которые существовали на территории Российской Федерации, в большинстве своем можно назвать устаревшими. Преимущественное число лицензированных полигонов твердых бытовых отходов уже исчерпало свой потенциал и являются источником постоянной экологической опасности. Современное общество в своем развитии шагнуло далеко вперед, а в России по-прежнему отходы ТБО, которые можно подвергнуть переработке и вторично использовать, захоранивают на полигонах, тем самым выводя из оборота огромные территории, которые, навряд ли возможно будет использовать после закрытия и рекультивации свалок, так как это просто-напросто опасно для жизни. Не стоит забывать и о том, что здесь рассуждения мы ведем о лицензированных полигонах. Но есть и огромное количество несанкционированных свалок ТБО, которые существуют на территории Российской Федерации. Некоторые свалки возникают стихийно, существуют на протяжении длительного времени, и уже обывателями не воспринимаются, как несанкционированные. Они являются исторически сложившимися, но при этом, не имеют  каких-либо защитных технических сооружений, которые позволили бы снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Это один аспект. Второй важной проблемой являются локальные  свалки твердых бытовых отходов, которые возникают из-за несознательности граждан. С такими несанкционированными свалками ТБО Департамент и ведет борьбу с августа 2011 года. По состоянию на октябрь 2013 года на территории Северо-Западного федерального округа зафиксировано   порядка 13,5 тысяч свалок ТБО.

Какие санкции предусмотрены действующим законодательством за образование несанкционированных свалок ТБО?

-Суммы незначительные. Для физических лиц от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических – до 200 тысяч. Нарушителям порой проще заплатить штраф и продолжать захламлять территорию, чем произвести уборку и вывоз мусора на специализированный полигон. К тому же, часто невозможно установить виновное в образовании несанкционированной свалки, лицо. Ситуация осложняется еще и тем, что в действующем законодательстве отсутствует само понятие «несанкционированная свалка». Нет специальной санкции, которую бы можно было применить к нарушителям за непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок. Помимо этого, привлечение к ответственности за подобное нарушение по ст.8.2 КоАП РФ в смысле, придаваемом действующим федеральным законом «Об отходах производства и потребления», является невозможным. Данное обстоятельство приводит к сложностям в правильной классификации нарушений и принятии мер.

Каким образом, на Ваш взгляд,  можно решить проблему несанкционированных свалок ТБО?

Для решения проблемы несанкционированных свалок ТБО нужен комплекс мер, который бы включал в себя проработку правовой базы, работу по формированию экологической культуры граждан и персональной ответственности каждого гражданина за экологическое благополучие страны. Нужно создавать такие условия, чтобы жизненным кредо каждого жителя России стал принцип: «чисто не там где убирают, а там где не мусорят».

Есть ли выход из ситуации, которая складывается с полигонами твердых бытовых отходов. Что нужно сделать, чтобы лет через 10-20 наша страна не погрязла в мусоре?

Во-первых, предположу, что за 10-20 лет страна не погрязнет в мусоре, но если эту проблему не начать решать сейчас, то ситуация может достичь критической точки. Как, например, в синергетике есть такое понятие, как «точка бифуркации». Данный термин характеризует критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно различных колебаний и воздействий. В результате данного воздействия система либо перейдет в состояние хаоса, либо перейдет на новый более дифференцированный и высокий уровень. Так и в «мусорном вопросе», если ничего не менять и не модернизировать, проще говоря, оставить все как есть: мусор не перерабатывать, открывать новые полигоны для складирования ТБО, то  мы придем к критической точке, когда нужно будет экстренно что-то менять, либо наступит хаос.

Для того, чтобы данная область не испытывала на себе подобных колебаний и воздействий нужно уже сейчас последовательно и планомерно решать данную проблему. Выход я вижу в том, чтобы кардинальным образом изменить отношение к твердым бытовым отходам: расценивать их не как мусор, которому место на ближайшей свалке, а как сырье, используемое для переработки и создания нового продукта. И здесь не обязательно строить огромные и затратные мусороперерабатывающие заводы. Может быть, ввести обязательный раздельный сбор мусора. За нарушение правил раздельного сбора мусора ввести штрафы, как для физических, так и для юридических лиц. Обязать профильные предприятия принимать отсортированный в качестве уже сырья на вторпереработку.  Например, стекольные заводы – стеклянную тару, деревообрабатывающие – дерево и т.д. Тот же пластик – «мусор» широкого спектра переработки, который может быть переработан в различное сырье или товарную продукцию.

В начале нашей беседы мы обсудили такой вопрос, как особенности Северо-Западного региона, которые Департамент учитывает при осуществлении экологического надзора. Здесь возникает вопрос, связанный со специфическими хозяйствующими субъектами, ведущими деятельность на территории округа, которые являются источником потенциальной экологической угрозы? Можете ли вы отметить такие предприятия?

Любая хозяйственная деятельность оказывает воздействие на природу. Однако есть объекты, к которым стоит особенно внимательно относиться исходя из особенностей их хозяйственной деятельности. Например, значимое негативное воздействие на окружающую среду оказывают целлюлозно-бумажные предприятия, полигоны по размещению отходов.

На территории Ленинградской области действует с 1970 года крупнейший полигон для размещения опасных отходов. Его площадь превышает 70 га. Полигон находится в двух километрах от поселка Красный Бор Ленинградской области, в пяти километрах от Колпино. У предприятия в январе 2014 года истекает срок лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов I-IV классов опасности, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В настоящее время СПб ГУПП «Полигон Красный Бор» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении лицензии. Однако в лицензионных материалах представлен, в том числе и  договор аренды лесного участка, срок действия которого истекает в декабре 2013. В соответствии с Лесным Кодексом использование земель лесного фонда для размещения отходов запрещено. Процесс перевода этих земель в промышленные ведется, однако на сегодняшний день не завершен.

В настоящее время СПб ГУПП «Полигон Красный Бор» входит в перечень объектов, находящихся под особым контролем Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Пресс-служба РОО «Экологическая вахта   Санкт-Петербурга»

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: