Депутаты приняли решение

0 10

Сегодня – пик одноразовости. Никогда еще не выбрасывалось мусора больше, чем сейчас. В погоне за прогрессом мусор не был учтен. Ученые утверждают, что чем технически совершеннее цивилизация, тем опаснее ее отходы. По поводу возникновения огромного количества мусора экологи уже давно бьют тревогу, ведь он может превратиться в убийцу 21 века. В то же время во многих цивилизованных странах, таких как Швеция, Германия, Япония, США поняли, что мусор нужно не закапывать, а повторно использовать, превращать его не в продукт распада, а в важный природный ресурс. Если в странах ЕС в среднем утилизируется до 60% ТБО, то в России – только 2-3%. Если такая тенденция сохранится, то через 10-15 лет России придется удвоить мощности по захоронению отходов.

IMG_2366Вовсе не случайно, ключевые вопросы этой комплексной проблемы обращения с отходами и пути их решения были рассмотрены на парламентских слушаниях в Государственной Думе ФС РФ 8 ноября текущего года. Решению этой первостепенной задачи должно способствовать принятие подготовленного в Государственной Думе ко второму чтению проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».

В Санкт-Петербурге управление системой обращения с отходами так же, как и в целом по стране, находится на низком уровне. Принятая Правительством Санкт-Петербурга «Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами на период 2012-2020 годов» не исполняется должным образом. Проектная мощность большинства полигонов Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже выработана, и  они стали источниками загрязнения окружающей среды. Такие полигоны, как ЗАО «Промотходы», ЗАО «Завод КПО», ПТО-3 «Новоселки» требуют срочной рекультивации. В большинстве своем отходы Санкт-Петербурга размещаются на территории Ленинградской области, так как в границах города их захоронение законодательно запрещено. В то же время решение проблемы утилизации ТБО возможно только путем комплексного применения технологических, экономических и правовых средств регулирования.

IMG_2359Весь этот комплекс проблем был рассмотрен 10 декабря текущего года в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга участниками депутатских слушаний по вопросу «О совершенствовании организации обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге», организованными постоянными комиссиями по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В депутатских слушаниях приняли участие депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Ленинградской области, представители федеральных, городских и областных исполнительных органов государственной власти, бизнес-сообщества в сфере обращения с отходами производства и потребления, общественных экологических организаций и движений. РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга», которая в своей работе уделяет проблеме обращения с отходами самое пристальное внимание,  также приняла активное участие в депутатских слушаниях.

IMG_2496На совместном заседании с докладами выступили председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.П. Ложечко, председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию, заместитель председателя Законодательного Собрания Ленинградской области Н.А. Кузьмин, заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга В.Ф. Маленчук, начальник отдела по работе с отходами в Ленинградской области В.С. Хабаров, заместитель начальника отдела государственной экологической экспертизы и лицензирования Департамента Росприроднадзора по СЗФО Т.В. Сокорнова, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по г.Санкт-Петербургу Н.С. Башкетова, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, член постоянной комиссии по экологии и природопользованию В.Б. Ларионов, природоохранный прокурор Ю. В. Пыхтырева, первый заместитель главы администрации Курортного района Санкт-Петербурга А.А. Повелий, председатель РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга» И.В. Агафонов и другие.

IMG_2518Участники депутатских слушаний отметили, что предпринимаемые правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области меры по обращению с отходами не приносят ожидаемых результатов, не обеспечен контроль или мониторинг за сбором и перемещением существенной массы отходов. Отсутствие раздельного сбора опасных отходов, недостаток мощностей по их утилизации, неразвитость рынка вторичных ресурсов, а также низкая экологическая культура населения приводят к негативным последствиям для окружающей среды регионов. Муниципальные образования, отвечающие за ликвидацию несанкционированных свалок на своих территориях, не в состоянии справиться с ситуацией в связи с отсутствием должного законодательного регулирования и незначительным финансированием.

Уполномоченными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга не организован систематический анализ инженерного, экономического, экологического обеспечения процесса обращения с отходами. Отсутствие объективной сравнительной оценки применяемых технологий по всей цепочке услуг ведет к снижению качества и увеличению их стоимости для предприятий и населения.

IMG_2587Система управления отходами производства и потребления, включая строительные, опасные и медицинские отходы, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нуждается в совершенствовании. С этой целью исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в экспериментальном порядке в трех административных районах города отрабатывается механизм регулирования сбора, транспортировки и утилизации твердых бытовых отходов путем заключения договоров между производителями отходов и мусороперерабатывающими комплексами.

По мнению участников слушаний, большинство нарушений, приводящих к несанкционированному размещению отходов производства и потребления, в том числе строительных отходов, связано с деятельностью транспортных компаний (перевозчиков). Отсутствие контроля за объектами использования строительных отходов, в том числе за объектами рекультивации нарушенных земель, приводит к фактическому завозу на природные территории «чрезвычайно опасных», в соответствии с СанПиН, отходов.

IMG_2594У участников депутатских слушаний вызывает обеспокоенность вопрос противоправной деятельности лиц по предоставлению фиктивных отчетных документов в области обращения с отходами производства юридическим лицам – образователям строительных отходов, что позволяет подрядным организациям осуществлять фактически несанкционированное размещение отходов. В этой связи необходимо консолидировать усилия органов государственной власти, прокуратуры и органов внутренних дел в данном направлении, которое является основным источником незаконного оборота отходов производства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области фактически отсутствует отрасль переработки строительных отходов, направленная на максимальный возврат строительных отходов в хозяйственную и экономическую деятельность предприятий в качестве вторичного сырья. Наиболее перспективными направлениями развития этой отрасли являются межотраслевое взаимодействие по вопросам обращения с отходами, создание биржи вторичного сырья и законодательного закрепления понятия «рециклинг» при осуществлении любой хозяйственной деятельности.

Еще один существенный недостаток в системе управления отходами – это отсутствие эффективного механизма взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере оборота отходов.

Практика надзорных мероприятий показывает, что только меры административного воздействия в отношении нарушителей не всегда являются достаточными и не компенсируют в полной мере нанесенный вред окружающей среде. Существующей системе мер ответственности требуется актуализация, направленная на обеспечение неотвратимости наказания.

IMG_2580В ходе депутатских слушаний природоохранный прокурор Санкт-Петербурга Ю. В. Пыхтырева  высказала  предложение о несении ответственности органов исполнительной власти и местного самоуправления за допущение организации несанкционированных свалок, о необходимости регулярного обновления генеральной схемы санитарной очистки города, о целевом использовании штрафов, взимаемых с нарушителей природоохранного законодательства. В выступлениях многих участников депутатских слушаний – председателя постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.П. Ложечко, депутата В.Б. Ларионова, председателя РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга» И.В. Агафонова и других прозвучала рекомендация о расширении возможностей  и  создании системы  общественного контроля в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Вместе с тем, участники слушаний отметили, что накопленный в городе уникальный опыт и потенциал в сфере обращения с отходами позволяет Санкт-Петербургу стать лидером процесса перехода России от сквозного ресурсного цикла к циркулярному – основе нового технологического уклада. Это позволит существенно увеличить валовой региональный продукт, «оздоровить» территории.

IMG_2586Для этого целесообразно принять комплекс мер, включающий: разработку совместной межрегиональной программы по обращению с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области; повышение размеров административных штрафов за нарушения законодательства об охране окружающей среды; внедрение раздельного сбора (РС) отходов в местах их образования (на начальном этапе целесообразно внедрять двухфракционный раздельный сбор на пищевые и непищевые отходы, что уже позволит повысить процент вторсырья); разработку и законодательное утверждение реально работающих механизмов воздействия общественного мнения на принятие решений о строительстве предприятий высокого класса опасности, а также возможность осуществлять контроль представителями общественности за процессом проектирования, строительства и функционирования таких предприятий; разработку регламента (порядка) по привлечению правонарушителей к ответственности (арест техники, взыскание штрафов за ущерб, причиненный природе, и возмещение расходов на устранение последствий загрязнений); построение эффективной системы управления отходами на основе создания условий для функционирования всей инфраструктуры и расстановки стратегических приоритетов и целевых показателей управления отходами; пересмотр системы ценообразования (тарифов), чтобы сделать экономически невыгодным размещение отходов без переработки; усиление взаимодействия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, органов внутренних дел и прокуратуры в части соблюдения законодательства при обращении с отходами; активизацию в средствах массовой информации, на телевидении и в интернете разъяснительной работы с населением о недопустимости несанкционированных способов размещения отходов, бережном отношении к окружающей среде и целесообразности раздельного сбора отходов, способствующего снижению тарифов на утилизацию отходов и платы за коммунальные услуги.

В завершение депутатских слушаний председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.П. Ложечко предложил направить высказанные участниками встречи предложения в комиссию для включения их в проект резолюции. В соответствии с документом рекомендовано:

Губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко срочно приступить к подготовке согласованного решения о выделении в 2014 году на территории Ленинградской области участков под обустройство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов.

IMG_2375Правительству Санкт-Петербурга: внести в утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2012 №524 «Региональную целевую программу по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов» необходимые изменения, уточняющие перечень мероприятий программы с указанием реальных сроков их исполнения и требуемых ассигнований; рассмотреть вопрос об определении единого уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга по организации системы обращения со всеми видами отходов производства и потребления, опасными промышленными и биологическими отходами в Санкт-Петербурге; рассмотреть вопрос о стимулировании управляющих компаний к заключению договоров на сбор и вывоз твердых бытовых отходов с мусоросортировочными и мусороперерабатывающими комплексами; принять решение о выделении земельных участков под сортировочные комплексы глубокой переработки бытовых отходов на территории Санкт-Петербурга.

Правительству Ленинградской области рассмотреть вопрос о выделении земельных участков на всех въездных магистралях в Санкт-Петербург под строительство «перехватывающих» станций по сбору (сортировке) отходов от населения, а также их обустройству.

IMG_2398Надзорным органам, имеющим полномочия по осуществлению государственного контроля на территории Санкт-Петербурга (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Государственная административно-техническая инспекция, Жилищная инспекция, Служба государственного строительного надзора и экспертизы, Департамент Росприроднадзора по СЗФО), в сфере обращения с отходами, усилить контроль за осуществлением сбора и вывоза отходов предприятиями и организациями, за деятельностью перевозчиков отходов, размещением строительных и иных видов отходов вне установленных законодательством мест.

Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга обратить внимание на необходимость: определения задач, сроков и ответственных лиц в области достижения максимально возможной переработки твердых бытовых отходов, образуемых населением Санкт-Петербурга, а также достижения при этом конкретных задач по ресурсо- и энергосбережению; регулирования режима уборки города от твердых бытовых отходов в ночное время, утренние часы, выходные и праздничные дни с целью обеспечения чистоты и эффективной очистки территорий от ТБО и подготовки предложений для внесения необходимых изменений в Закон Санкт-Петербурга «О тишине»; рассмотрения вопроса о целесообразности ввода санкций за препятствие проезду специализированного автотранспорта к местам сбора и временного накопления твердых бытовых отходов и внесения такого нарушения в перечень административных правонарушений.

Жилищной инспекции Санкт-Петербурга обратить внимание на необходимость разработки механизма мониторинга над целевым использованием средств, собираемых управляющими компаниями с жителей на сбор, вывоз и переработку ТБО, а также мер воздействия в случаях нецелевого использования средств.

Постоянным комиссиям по экологии и природопользованию Законодательных Собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области провести работу по анализу представленных на слушания материалов в целях разработки мер совершенствования законодательства  в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также доработки Рекомендаций и доведения до сведения общественности материалов и результатов депутатских слушаний.

Пресс-служба РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга»

Similar articles

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.