Необходимо разработать Стратегию экологической безопасности России

IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды состоялся в  Москве с 2 по 4 декабря 2013 года, который согласно  Указу Президента РФ был провозглашен Годом охраны окружающей среды в России, и поэтому стал своеобразным форумом подведения итогов в области охраны окружающей среды.

Делегатами съезда от Санкт-Петербурга и Ленинградской области стали 70 представителей РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга», других общественных экологических организаций и движений, органов исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровня, а также журналисты, руководители предприятий и организаций, которые внедряют в производственные процессы природоохранные технологии с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду.

фото СокорновойО своих впечатлениях об экологическом съезде, о поднятых ключевых проблемах и принятых важных решениях на нем рассказывает  заместитель начальника отдела государственной экологической экспертизы и лицензирования Департамента Росприроднадзора по СЗФО, старший государственный инспектор Т.В. Сокорнова.

— Татьяна Владимировна, в каких мероприятиях съезда вы принимали участие и что особенно запомнилось?

Я была приглашена на  4 съезд экологов в качестве гостя, приняла участие в пленарном заседании и в дискуссиях «Государственный экологический надзор и экологическая безопасность предприятий»  и «Развитие правовых институтов ОВОС и государственной экологической экспертизы».

В программу съезда были включены пленарные заседания 2 и 4 декабря 2013 года; 21 секционное заседание 3 декабря 2013 года в формате круглых столов, панельных дискуссий, рабочих сессий, заседаний, а также выставка природоохранных технологий. В ходе заседаний запомнилось множество интересных выступлений и презентаций и, конечно же, природоохранная выставка.

Надо заметить, что программа съезда была очень насыщенной. В первый день съезда в рамках Стратегической конференции «Текущее состояние: что изменилось за 10 лет» и Конференции «Экологические аспекты региональной политики» было сделано около 30 докладов.

Мне очень интересными показались доклады министра природных ресурсов Сергея Ефимовича Донского, который изложил концепцию геоинформационной системы «Охрана окружающей среды в Российской Федерации», и руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимира Владимировича Кириллова «10 лет на страже экологической безопасности России». Содержательным был доклад первого вице-президента Русского географического общества Николая Сергеевича Касимова «Рациональное природопользование: перспективы научно-технического развития». В этих докладах был сделан акцент на рациональное природопользование и даны конкретные рекомендации обеспечения рационального природопользования и экологической безопасности.

Сергей Ефимович Донской в своем докладе отметил, что  один из наиболее важных экологических вопросов, решение которого не терпит отлагательств, так как оказывает прямое и негативное влияние на уровень и качество жизни людей в нашей стране, — это ликвидация прошлого экологического ущерба. Печальным следствием этого становится не только неизменное ухудшение экологической обстановки. Накопленные загрязнения оказывают негативное влияние и на темпы экономического роста. По экспертным оценкам, ежегодный экономический ущерб составляет 4-6 % ВВП. Таким образом, если этой проблемой сейчас не заняться вплотную и не реализовать все имеющиеся у нас в запасе возможности, то будущие поколения рискуют вообще не получить чистых природных территорий.

В докладе Владимира Владимировича Кириллова «10 лет на страже экологической безопасности России» было отмечено, что улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека – главная цель проводимой Росприроднадзором работы. С 2010 года Росприроднадзором введена система оценки деятельности своих территориальных органов. Службой в рамках имеющихся полномочий выполняется 76 государственных услуг и функций. С момента создания количество задач, возложенных на Росприроднадзор, возросло в 2 раза. Объектами надзора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в части деятельности,  связанной с природопользованием и негативным воздействием на окружающую среду. Количество поднадзорных объектов превышает 100 тысяч.

В среднем в год службой проводится 20 тысяч мероприятий по надзору. Государственные инспекторы в своей деятельности применяют 66 статей Кодекса об административных правонарушениях. Служба администрирует 52 вида доходов. Мы — второй после ФНС России федеральный орган, администрирующий такое количество доходов.

За 10-летний период деятельности службы произошло переориентирование контрольно-надзорной деятельности от сложившейся с годами схемы «проверка-штраф» на предупреждение и устранение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Инспекторы Росприроднадзора не только выявляют и пресекают допускаемые хозяйствующими субъектами правонарушения, но и обращают внимание руководства предприятий, региональных и местных органов власти на недопущение нарушений в будущем.

Сегодня прослеживается общая тенденция по улучшению экологических показателей. С 2004 года при увеличении объемов производства произошло снижение сбросов загрязненных сточных вод и выбросов вредных веществ на 3 миллиарда кубометров и 1 миллион тонн соответственно.

Во всех выступлениях прозвучало, что задача съезда  – не только выявить накопившиеся проблемы, но и предложить пути их решения.

— Какие природоохранные проблемы были выдвинуты на первый план и какая резолюция была принята?

— В своей резолюции съезд решил, что последовательная реализация основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года обеспечит благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность при модернизации экономики и процессе инновационного развития.

В части совершенствования законодательства съезд решил: рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить принятие проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»; «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»м  и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Правительству РФ рекомендовано: обеспечить реализацию мер, необходимых для ратификации: Конвенции Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 1998г.); Конвенции Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991г.) и Протокола по стратегической экологической оценке (Киев 2003г.) к указанной Конвненции; Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция); Европейской конвенции по ландшафтам.

Рекомендовано также внесение в Государственную Думу Федеральному Собранию РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью»; разработку проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым обобщить и утвердить все виды надзора и контроля, определив, что особенности осуществления отдельных видов надзора определяются отраслевым законодательством; внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих дифференциацию составов нарушений и размеров соответствующих штрафов; совершенствование правового регулирования экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду; регулирование отношений в области экологического аудита  и другие.

Необходимо также подготовить предложения по законодательному регулированию: обязательного экологического страхования; экологической безопасности автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Правительству Российской Федерации – обеспечить разработку Стратегии экологической безопасности Российской Федерации.

— Одна из глобальных проблем современности – это проблема обращения с отходами. А в нашей стране она — одна из первостепенных…

— В части обращения с отходами Правительству РФ рекомендовано: Принять дополнительные меры по разработке и реализации инвестиционных проектов экологически безопасного удаления бытовых отходов, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства, по развитию отраслей экономики в части внедрения современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий; Ввести понижающие коэффициенты к плате за размещение отходов, а также зачет платы за негативное воздействие на окружающую среду при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования; Утвердить федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы».

— Татьяна Владимировна, РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга» не однажды приходилось сталкиваться с общественным мнением, что государственная экологическая экспертиза тех или иных объектов  проводится за закрытыми дверями, а впоследствии общественность   ставится  перед фактом. Эти аспекты были затронуты съездом?

— Правительству РФ рекомендовано развитие институтов оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы. Минприроды России необходимо обеспечить совершенствование законодательства в области государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду в рамках гармонизации с требованиями международных договоров в области оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки, предусмотрев: исключение дублирования функций ГЭЭ и государственной экспертизы проектной документации; включение в перечень объектов ГЭЭ потенциально экологически опасных объектов, строительство которых может оказать значительное негативное воздействие на окружающую среду, привести к социально-экономическим значимым последствиям; введение института стратегической экологической оценки (СЭО); отмену проведения государственной   экологической экспертизы материалов, обосновывающих создание новых особо охраняемых природных территорий; оптимизацию процедуры проведения общественных обсуждений в рамках процедуры ОВОС и другие.

— Какое решение 4 съезда по охране окружающей среды можно считать стратегически важным?

DSCN0290— На съезде была принята очень значимая, на мой взгляд, Декларация о внедрении принципов «зеленой экономики» в Российской Федерации. С их внедрением  появляется уникальная возможность создать новую технологическую базу и инфраструктуру, которые будут эффективно использовать рес4урсы. В противном случае, в отсутствие каких-либо действий, наша страна в скором времени столкнется с проблемой устаревшей и неконкурентноспособной экономики. Конкурентноспособность «зеленых» технологий быстро растет, и многие технологии альтернативной энергетики в не столь отдаленном будущем будут предлагать менее затратные способы производства электроэнергии по сравнению с традиционными источниками. Сегодня уже задан высокий темп преобразований в сфере государственной экономической политики. Россия вступила в ВТО и планирует стать членом ОЭСР, что предполагает выполнение целого ряда требований, в том числе и экологических, а также экономическую конкуренцию со странами, которые уже внедрили принципы «зеленой экономики». Преобразования в рамках «зеленой» экономики позволяют дополнительно увеличить валовый внутренний продукт, создать новые рабочие места, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг.

Для успешного перехода  к «зеленой экономике» необходимо разработать программу, в ходе реализации которой провести производственное обучение инженерно-технических и управленческих  кадров и включить  природоохранные темы в учебный план средних школ и дошкольных учреждений.

На съезде в качестве первоочередных задач Правительству Российской Федерации предложено разработать Концепцию и План действий по переходу к «зеленой экономике».

— Какие решения съезда для Департамента Росприроднадзора по СЗФО можно считать уже сегодня  руководством к действию?

На съезде было отмечено, что необходимо реализовать предложения по внесению в действующее законодательство РФ в области обращения с отходами.

В настоящее время разработана правовая основа – проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью», которым устанавливаются правовые, организационные и финансовые механизмы по ликвидации прошлого экологического вреда. Также в данном документе распределяются сферы ответственности за проведение работ по выявлению, оценке и организации работ по ликвидации прошлого экологического ущерба.

Вместе с тем требуется принятие нормативных правовых актов, устанавливающих:  порядок отнесения отходов I — IV класса опасности к конкретному классу опасности; порядок мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов по размещению отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

При разработке Стратегии экологической безопасности Правительству Российской Федерации в части обращения с отходами рекомендовано: принять дополнительные меры по разработке и реализации инвестиционных проектов экологически безопасного удаления отходов, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства, по развитию отраслей экономики с внедрением современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий; утвердить федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы».

В своей деятельности Департамент Росприроднадзора по СЗФО поддерживает предложения по разработке комплекса мер по экономическому стимулированию организаций, использующих отходы в качестве вторичного сырья.

— Какой Вы видите  роль общественности в реализации этих задач?

— Для усиления роли общественности нужно повысить уровень разъяснительной работы среди населения Санкт-Петербурга о необходимости ликвидации несанкционированных свалок, создании комплексов по сортировке, использовании отходов, внедрении селективного сбора отходов; регулярно сообщать населению в средствах массовой информации о намечаемых решениях, вовлекать общественность в обсуждение проектов в области обращения с отходами.

Интервью подготовила Татьяна Владимирова

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: