Экосовет решил создать рабочую группу по контролю за «Красным Бором»

0 5

На заседании Общественного экологического совета при губернаторе  Ленинградской  области одним из вопросов, стоящих на повестке дня, было решение проблем полигона токсичных отходов «Красный Бор». Выездное заседание совета с участием СМИ 14 апреля текущего года также проводилось в непосредственной близости от него – в поселке Красный Бор Тосненскогог района. РОО «ЭкоВахта Санкт-Петербурга» приняла участие в заседании экосовета. Правда, СМИ на территорию полигона, в отличие от членов Общественного совета, допущены не были.  Вероятно, положение дел там еще более удручающее, нежели об этом сообщали  ранее средства массовой информации. Хотя, казалось бы, куда уже хуже. Ведь и специалисты, и эксперты, и профильные комитеты правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и надзорные органы признают, что ситуация на полигоне опасных отходов «Красный Бор» близка к критической.

Напомним, что в  ходе многочисленных проверок инспекторов Росприроднадзора и Ростехнадзора неоднократно устанавливались факты нарушения предприятием требований технологий обезвреживания и захоронения отходов. Так, из-за того, что вновь поступающие отходы негде было складировать, постоянно нарушались технологии послойного рекультивирования, а переполненные карты заполнялись смешанными отходами. Кроме того, во время проверок было выявлено множество других нарушений природоохранного законодательства. Например, на полигоне не соблюдались требования не только по обращению с опасными отходами, но и  по охране атмосферного воздуха, и эксплуатации водохозяйственной системы. На сегодняшний день прием новых отходов на Санкт-Петербургское государственное унитарное природоохранное предприятие «Полигон Красный Бор» приостановлен. У полигона в январе 2014 года истек срок действия лицензии. Для того, чтобы получить бессрочную лицензию на осуществление деятельности,  полигону «Красный Бор» необходимо выполнить предписания инспекторов Ростехнадзора и Росприроднадзора. Для исполнения требований надзорных органов необходимо выполнить комплекс природоохранных мероприятий, окончание которых намечено комитетом по природопользованию на 1 июня текущего года.

Что касается строительства завода по переработке отходов на полигоне «Красный Бор», проект которого реализовывался более 14 лет, то заложенные в нем технологии устарели. В этой связи были разработаны новые технические условия проекта и объявлен конкурс на его доработку, затем — на строительство. По словам главы комитета по природопользованию Валерия Матвеева, завод по сжиганию опасных отходов планируется построить в 2015 году.

На заседании Общественного экологического областного совета 14 апреля было принято решение о создании совместной рабочей группы по решению проблем полигона токсичных отходов «Красный Бор». В рабочую группу должны войти специалисты природоохранных комитетов правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области и представители экологических организаций. Такая совместная рабочая группа, по словам губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, должна гарантировать, что полигон «Красный Бор» находится под контролем двух субъектов – города и области. И хотя, как он отметил, прямого ущерба экологии пока не наблюдается, все же ситуация близка к критической.  Губернатор также отметил, что хотя «работа по строительству завода по переработке опасных отходов, начиная с 90-х годов,  не продвинулась, разработанный план пероочередных природоохранных мероприятияй поможет избежать аварийной ситуации».

О результатах контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в отношении СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор», сообщил заместитель начальника Департаментом Росприроднадзора по СЗФО Дмитрий Скорописов. В соответствии с возложенными полномочиями, Департамент Росприроднадзора осуществляет надзор соблюдения требований природоохранного законодательства    при осуществлении хозяйственной деятельности Полигона по приему, обезвреживанию и захоронению опасных промышленных отходов, то есть за текущей деятельностью, исключая строительство производственных мощностей завода по переработке промышленных отходов.

«В соответствии с требованиями № 294-ФЗ контрольно-надзорные мероприятия проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.       Плановая комплексная проверка была проведена в 2010 году, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения. По ее итогам выдано 19 предписаний об их устранении. Очередная плановая проверка намечена на май 2014 года.

В январе 2014 года сотрудники департамента приняли участие в качестве специалистов в проверке, проводимой Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой. В настоящее время проводятся административные расследования по нарушениям, выявленным в ходе проверки.  Основными из них стали следующие.

Так, не соблюдался технологический регламент, а именно, установленный «каскадный метод» обезвреживания жидких неорганических отходов. Согласно данному методу должно осуществляться поэтапное смешение и нейтрализация отходов в картах № 67,66,59 с подачей очищенной воды на установки термического обезвреживания.  Фактически, карты № 66 и 59 в технологическом процессе не используются, гидравлическая связь между ними нарушена, все отходы неорганического состава размещаются в карте № 67,  управление процессами обезвреживания в таких условиях невозможно.  Как следствие, размещение в карте № 67 в конце 2013 – начале 2014 года концентрированной серной кислоты привело к неконтролируемому снижению кислотности среды и возникновению аварийной ситуации с возгоранием отходов.

К одному из систематических нарушений, которое выявлено не только Росприроднадзором, но и Ростехнадзором и Роспотребнадзором, относится практика размещения в карты отходов в таре. До последнего времени,  поверхности карт № 67, № 64 на 60-70% были покрыты слоем плавающей тары.  Установки термического обезвреживания отходов, предназначенные для сжигания отходов органического состава в последние годы практически не использовались.  Так, из 14 установок, в разные годы находившихся на полигоне, в настоящее время в работоспособном состоянии находятся 2, и еще 1 в ремонте. Остальные ремонту не подлежат.

Особую озабоченность вызывают также постоянно проводимые на полигоне работы по засыпке площади карты № 64, при этом с глиной производится захоранивание в карте отходов в таре, аккумуляторов и других, размещение которых в карте для органических отходов противоречит принятым технологиям и, соответственно, не безопасно.  Последствия таких действий в настоящий момент и на перспективу предсказать невозможно».

Как подчеркнул Дмитрий Скорописов, полигон до недавнего времени функционировал только как хранилище опасных промышленных отходов, при этом нарушая установленную технологию обезвреживания и размещения отходов.

Основная сложность, с которой сталкиваются инспекторы при проведении контрольно – надзорных мероприятий, заключается в отсутствии достоверной документации о текущей мощности полигона, количестве, составе и опасных свойствах принятых отходов и факте их размещения. Так, до 2010 года, принятые отходы, за исключением отходов 1 класса опасности, подлежащих захоронению в спецконтейнерах,  подразделялись на 4 группы – твердые/жидкие, органические/неорганические, без учета их опасных свойств и реакционной способности. В ходе проверки, в основном, прием отходов велся в соответствии с отнесением их к классам опасности, хотя и в этом были выявлены нарушения.

В очередной раз, с началом проверки,на полигоне была «утеряна» электронная база отходов, принятых в 2012 — 2013 году. При этом документы первичного учета поступающих на полигон отходов не являлись  документами строгой отчетности и не хранились должным образом, обеспечивающим достоверность первичной учетной документации поступления отходов. «Таким образом, — как констатировал Дмитрий Скорописов, — проконтролировать  фактическое количество отходов, принятых и размещенных на полигоне в 2013 году не представляется возможным».

В ходе обсуждения на заседании Общественного экосовета концепции по обращению с отходами на территории Ленинградской области губернатор Александр Дрозденко поручил комитету по ЖКХ и транспорту провести эксперимент по раздельному сбору отходов. По его словам, в Ленинградской области ежегодно образуется около 5 миллионов кубометров бытовых отходов, еще около 10 миллионов кубометров поступает из соседнего Санкт-Петербурга, при этом отсутствует единая система работы в этой сфере. Одно из решений мусорной проблемы – строительство станций по сортировке мусора, что позволит снизить объемы захоронения отходов на полигонах и обеспечит частичную переработку мусора. «Безусловно, эта работа должна проводиться совместно с Петербургом», – заметил Александр Дрозденко.

На заседании было решено выбрать пилотный район области, где пройдет эксперимент по раздельному сбору мусора. Губернатор также подчеркнул, что важной частью проекта будет информационная и разъяснительная работа с населением по вопросам сортировки отходов.

И еще одно решение было принято на заседании Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области. Это — создание ООПТ регионального значения «Колтушские высоты». Площадь ООПТ составит более 1 тысячи гектаров. Напомним, что с инициативой о создании заказника выступил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.  Документация по созданию особо охраняемой природной территории  (ООПТ) регионального значения «Колтушские высоты» будет подготовлена в ноябре нынешнего года.

Татьяна Захарова

Similar articles

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.