ДЕПУТАТЫ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ СИЗ

0 3

«ЭкологичесDSCN1151кая вахта Санкт-Петербурга» уже поднимала в предыдущем номере (№6, май 2014 г.) проблему обеспечения населения мегаполиса средствами индивидуальной защиты. Мы писали о том, что средства  индивидуальной защиты при современных угрозах устарели и что их нужно приблизить к населению. Вскоре этой проблемой озадачились и депутаты – 24 июня 2014 года состоялось заседание постоянной комиссии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по экологии и природопользованию. Первый вопрос, стоявший на повестке дня, был следующий: «О проблеме обеспечения населения Санкт-Петербурга средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от последствий чрезвычайных ситуаций».

Члены комиссии приняли к сведению информацию о проблеме обеспечения населения Санкт-Петербурга СИЗ начальника Управления организации мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства СПб Андрея Дашичева. По его словам, на сегодняшний день  в Санкт-Петербурге значительную часть инфраструктуры города занимают потенциально опасные химические предприятия и производства, использующие в различных производственно-технологических процессах аварийно опасные химические вещества, которые сосредоточены на объектах пищевой, молочной и химической промышленности, а также в железнодорожных цистернах. Этот фактор формирует высокий уровень риска возникновения техногенных аварий и катастроф, с выбросами в окружающую среду токсичных веществ и образованием обширных площадей загрязнения и заражения.

Большинство потенциально опасных промышленных объектов построено и введено в эксплуатацию в 60-70-е годы прошлого столетия, износ их производственных фондов является критическим. В случае возникновения аварий на некоторых предприятиях зоны химического заражения могут выйти за границы санитарно-защитных территорий объектов и привести к чрезвычайной ситуации. Аварийные выбросы могут сопровождаться пожарами и взрывами.

Значительная часть предприятий Санкт-Петербурга в своих проихводственных циклах в качестве хладагента применяет аммиак. Наличие в городе такого большого оборота потенциально опасных химических веществ, в первую очередь 3 класса опасности, только усугубляет обеспечение химической безопасности граждан.

Еще один вид химически опасных объектов – это контейнерные терминалы морского порта, которые в среднем за сутки пропускают более 10 тысяч тонн аварийно химически опасных веществ. Основную массу опасных грузов составляют аммиачно-нитратные удобрения (до 1500 тонн ежедневно). Возникновение нарушений при перегрузке  опасных грузов приводит к обширному загрязнению местности, отравлениям и попаданию токсических веществ в акваторию реки Нева и Финского залива.

В ближайшие годы вероятность аварий и катастроф, связанных с широкомасштабным использованием несовершенных технологий на объектах промышленности, энергетики, транспорта и ЖКХ не снизится, а количество опасных объектов с исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет ежегодно расти.

На заседании было отмечено, что обеспечение населения Санкт-Петербурга индивидуальными средствами защиты (СИЗ) от последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется во исполнение требований федерального законодательства и законодательства СПб. При этом требуемый уровень формирования запасов СИЗ для неработающего населения города не обеспечивается, составляя 1,6-68,8 % от потребности в различных наименованиях СИЗ.

Имущество гражданской обороны хранится на складах, расположенных на территории Ленинградской области в 8 населенных пунктах на расстоянии 40-80 км от города с тем условием,  чтобы невозможно было одним ударом уничтожить все запасы. Для его вывоза и выдачи потребуется не менее суток, что при скоротечности чрезвычайных ситуаций создает реальную угрозу безопасности населения Санкт-Петербурга.

По информации Комитета по вопросам законности и правопорядка, в настоящее время прорабатывается вопрос обеспечения неработающего населения Санкт-Петербурга, проживающего вблизи химически опасных объектов, современными средствами индивидуальной защиты, в том числе и респираторами.

Как сообщил начальник отдела радиационной, химической и биологической защиты Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу Александр Салтанов, всего на территории Санкт-Петербурга находится 28 химически опасных объектов и 1 радиационно опасный объект. Это объекты, где хранят, перерабатывают и используют опасные химические вещества, при аварии на которых может произойти гибель или поражение людей. При чрезвычайной ситуации, связанной с выбросом аварийно химически опасных веществ, на 9 объектах может возникнуть ЧС локального характера, не выходящая за их территорию.  На 19 объектах возможна территориальная ЧС, выходящая за их пределы.

Поскольку склады с запасами СИЗ  удалены и быстрое обеспечение населения ими не представляется возможным, для решения проблемы предлагается приближение мест хранения СИЗ к местам выдачи их жителям Санкт-Петербурга.

По словам Александра Салтанова, сроки хранения имущества гражданской обороны (противогазы – 25 лет, респираторы – 5 лет) истекают к 2016 году, и оно подлежит замене на новое. В настоящее время обеспеченность неработающего населения Санкт-Петербурга средствами индивидуальной защиты составляет всего 37,5%. В целях пополнения запасов СИЗ в 2014 году из бюджета Санкт-Петербурга выделено 96 миллионов рублей, благодаря чему обеспеченность населения СИЗ повысилась на 1%, что явно недостаточно.

По его мнению, разработку новой концепции обеспечения населения СИЗ с учетом современных технологий производства целесообразно проводить после выхода новых федеральных нормативно-правовых актов.

По итогам заседания было принято решение — обратиться к председателю Комитета по вопросам законности и правопорядка Правительства СПб с предложениями: подготовить и представить в комиссию обоснование потребности в средствах бюджета СПб для обеспечения формирования требуемого объема запасов хранения и замены СИЗ с истекшими сроками годности; сформировать рабочую группу по разработке комплексных мер нормативно-правового и организационного характера по обеспечению населения Санкт-Петербурга современными средствами индивидуальной защиты с учетом существующих рисков и угроз его здоровью радиационной, химической и биологической природы, а также доступных производственно-технологических решений их производства, с включением в состав рабочей группы представителей комиссии.

«Экологическая вахта Санкт-Петербурга» будет информировать читателей о дальнейшем решении этой злободневной проблемы.

Татьяна Захарова

Similar articles

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.