ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫБООХРАНЫ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ

В работе представлен краткий исторический экскурс в историю создания рыбоохраны. На примере Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству рассмотрены современные проблемы и задачи, которые стоят перед органами рыбоохраны. Проблемы, которые существуют в рыбоохране Северо-Запада, характерны для всех регионов страны — это нехватка специалистов, низкая заработная плата, несовершенство законодательной системы, отсутствие современной технической базы. Сделан вывод о том, что развитие рыбоохраны невозможно без объединения усилий федеральных, региональных и муниципальных властей.

Основная задача деятельности природоохранных органов — это сохранение качества окружающей среды не только для людей, но и для обитателей флоры и фауны, которые определяют жизнедеятельность и функционирование живой природы. Если говорить о водных экосистемах, то вряд ли водоем или река без живых организмов будут кому-либо интересны, если, конечно, речь не идет о добыче полезных ископаемых. Однако интенсивное использование природных ресурсов, как правило, ведет к изменениям природных систем. В некоторых случаях эти изменения необратимы, и действие человеческого фактора на природу, как отмечал В.И. Вернадский (1965, 1989), можно сравнить с геологическими процессами, но протекающими во времени сравнительно быстрее. В новых условиях живые организмы вынуждены приспосабливаться, и возможность выживания того или иного вида зависит от его способности быстро реагировать на происходящие изменения. В своей работе я хотел бы обратить внимание на проблемы, которые стоят перед рыбохозяйственной отраслью, вернее, на те аспекты, которые связаны с охраной и сохранением рыбных запасов. Проблема эта не новая, и вопросы с ней связанные существуют с тех самых пор, когда человечество поняло, что рыба – это весьма важный источник питания (Лукин, Глибко 2009). Краткий экскурс в историю российской рыбоохраны показывает, что необходимость контроля за рыбными промыслами возникла в 1747 г. В целях распределения мест лова осетровых и защиты от посягательств сторонних лиц в г. Астрахани была организована «Рыбная контора», просуществовавшая более пятидесяти лет. Уже в 1803 году в г. Астрахани была создана рыбная инспекция, и впервые в России было введено «Особое положение по организации рыболовства» для Каспийского бассейна. В 1865 г. при Министерстве Государственных Имуществ России было создано Каспийско-Волжское управление рыбных и тюленьих промыслов. После Октябрьской революции, несмотря на блокаду и интервенцию, разруху и лишения, новое правительство считало необходимым решать важнейшие проблемы сохранения природных ресурсов страны. Первыми декретами Советской власти природные богатства России были взяты под защиту государства как общенародное достояние.

Придавая большое значение охране рыбных запасов, являющихся в период гражданской войны и экономической разрухи важнейшим источником продовольствия, постановлением Высшего Совета Народного хозяйства и Народного Комиссариата продовольствия от 9 декабря 1918 года при Народном Комиссариате продовольствия было организовано Главное управление по рыболовству и рыбной промышленности (Главрыба). Органу, созданному для управления делами по организации промыслов и руководству деятельностью рыбной промышленности, были даны права «разработки соответствующих мер охраны водных пространств в интересах сбережения рыбных запасов; установление запретных для лова пространств и сроков; общее руководство по регулированию рыболовства, практическое осуществление государственного массового искусственного рыборазведения». В феврале 1919 года ВЦИК принял постановление «Об охране природных богатств», Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 февраля 1920 года Главрыба была реорганизована «с учреждением своих местных органов на рыбохозяйственных бассейнах, имеющих общегосударственное значение, а именно: Волго-Каспийское, Аральское, Беломорско-Мурманское и др.». Декретом Совета Народных Комиссаров от 31 мая 1921 года «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» на Главрыбу возложено «повсеместное регулирование рыбного промысла путем издания технических правил, устанавливающих заповедные для рыболовства места, запретные орудия лова и контроля за выполнением этих правил». За короткий период времени было издано 234 декрета и других распоряжений природоохранительного содержания. Постановлением Совета Труда и Обороны N 159 от 3 июля 1925 г. было утверждено «Положение о рыбном хозяйстве», которым регламентировались порядок эксплуатации водоемов и правила рыболовства для отдельных водоемов.

Начало формированию современной системы государственных органов рыбоохраны было положено в начале тридцатых годов и связано с выходом приказов Наркомснаба СССР N 967 от 7 апреля 1934 г. и N 1855 от 8 мая 1934 г. В целях охраны рыбных запасов и контроля за рациональным использованием сырьевых рыбных ресурсов из состава Главрыбы было выделено Главное управление регулирования рыболовства, рыбоводства и рыбохозяйственной мелиорации (Главрыбвод) со штатом 15 человек. Подчинялся Главрыбвод непосредственно Наркомснабу СССР. Для осуществления возложенных на Главрыбвод задач были созданы первые 16 районных управлений и отделений, непосредственно подчиненных Главрыбводу. Таким образом, история рыбоохраны имеет глубокие корни, и задачи, которые были поставлены перед рыбоохраной, являются актуальными и в настоящее время.

Цель предлагаемой работы – исследование современных проблем в области рыбоохраны для возможной оценки перспектив сохранения рыбных запасов на внутренних водоемах и эффективности собственно системы рыбоохраны в современных условиях.

Для решения поставленной проблемы в качестве модельного региона были выбраны водоемы Северо-Запада России. В этом регионе достаточно высокая концентрация населения (г. Санкт-Петербург), большое количество крупных водных объектов (Ладожское, Онежское, Белое, Псковское озера, озеро Ильмень и т.д.), социальная значимость рыбной ловли не только как отдыха, но и способа пропитания. На этой территории для разных субъектов правила рыболовства трактуются по-разному, что осложняет работу инспекторов, особенно в приграничных районах субъектов. Так, например, в Республике Карелия разрешен сетной лов, но в Вологодской и Ленинградской областях этот способ ловли является запрещенным. Исходя из этого, следует осторожно подходить к существующим критериям оценок. На наш взгляд, можно усовершенствовать некоторые критерии оценки территориальных управлений между собой, исходя из их региональной специфики. Мы предлагаем включать в показатели оценки контрольно-надзорной деятельности не просто количество переданных уголовных дел в суды, а количество обвинительных приговоров суда по переданным делам; не количество изъятых, а количество конфискованных в пользу государства транспортных средств и уничтоженных орудий лова, а также водных биоресурсов. Это доведет до логического завершения борьбу с ННН-промыслом в каждом конкретном случае.

Все показатели работы зависят в первую очередь от эффективности организации исполнения сотрудниками должностных обязанностей, а также от состояния сырьевой базы, развития промышленности на конкретной территории, природно-климатических условий и т.д. Это находит подтверждение в структурах исполнительной власти субъектов России: так, в Ленинградской области орган, курирующий рыбохозяйственный комплекс, – это отдел по рыболовству, а на Камчатке – целое Министерство. А самый важный показатель, ради которого, собственно, мы и делаем нашу работу, – это состояние запаса. Интегральная оценка деятельности всей многогранной структуры нашей отрасли может быть эффективной только при наличии данных о состоянии запаса водных биологических ресурсов. Увеличение, уменьшение, стабилизация на определенном уровне, подтверждаясь данными о вылове и научными исследованиями, должны являться основным критерием оценки всей деятельности отраслевых учреждений, находящихся на конкретной обособленной территории (территориальные управления, рыбводы, НИИ и т.д.).

Объемы теневого рынка, с которым приходится бороться, напрямую зависят от легального объема добычи и вылова биоресурсов. Где рыбы больше, там больше и объемы изъятия. При сравнительном анализе деятельности территориальных управлений необходимо ввести корректирующий коэффициент соотношения объемов разрешенного вылова и количества изъятых биоресурсов у браконьеров.

В работе рыбоохраны очень эффективны совместные межведомственные и межрегиональные мероприятия. Они не только снижают возможности коррупционных проявлений, но и позволяют предъявлять к нарушителям более жесткие меры ответственности. Кроме того, между представителями ведомств происходит практический обмен опытом и знаниями в области административного и уголовного законодательства.

Опыт Северо-Западного территориального управления показал, что подобное взаимодействие вскрыло очень важную проблему, требующую скорейшего решения. Ветеринарные и сопроводительные документы выдаются службами ветеринарного надзора без контроля количества разрешенных к вылову водных биоресурсов. Установление объемов и источников происхождения водных биоресурсов необходимо привязывать к выданным разрешениям на добычу (вылов) водных биоресурсов. Это не позволит легализовать незаконно добытые водные биоресурсы.

Сохранение водных биоресурсов невозможно без квалифицированных специалистов. С промысла уходят опытные рыбаки, знания, накопленные столетиями, не передаются новым поколениям. При осуществлении госконтроля мы нередко замечаем в промысловых звеньях мигрантов из других регионов, с трудом говорящих по-русски, без соответствующих документов и не имеющих элементарных представлений о Правилах рыболовства и ведении промысла. Уловы снижаются, заинтересованности в сохранении ресурса нет, многие, пытаясь заработать, сознательно идут на нарушения законодательства. Поэтому необходимо допускать к промышленному лову только профессионалов. Уверен, что наша система отраслевых учебных заведений может готовить квалифицированных рыбаков, организовав систему обязательных курсов с присвоением категории в зависимости от уровня полученных профессиональных знаний.

Если говорить о браконьерах, то их условно можно разделить на две группы: те, кто ловит для себя, и те, кто ловит для продажи. Новые технологии плотно внедрились в нашу повседневную жизнь. Уже никого не удивишь системами GPS, спутниковыми телефонами, эхолотами и другими благами цивилизации, которые используются браконьерами в их преступных целях. Они четко находят по координатам установленные орудия лова, сканируют радаром пространство, видя на нем все приближающиеся суда, и при опасности встретить госинспектора рыбоохраны быстро исчезают на катерах с мощными моторами.

В условиях нехватки штатной численности и экономии бюджета нам смогут помочь только новые технологические решения, которые сэкономят время, увеличат эффективность, обеспечат простоту и четкость применения. А самое главное – выведут на новый уровень работу рыбоохраны. Одним из таких решений является внедряемый информационно-технологический комплекс «ЭСФИОН-301», применяемый в пилотной зоне Северо-Западного теруправления Росрыболовства. Проект был реализован в начале 2014 года. В данный момент эксплуатация 10 опытных образцов мобильных аппаратно-программных комплексов продолжается, с их помощью инспектора рыбоохраны решают задачи оформления административных правонарушений, быстро, качественно и грамотно готовят всю необходимую документацию на местах (протоколы об административных правонарушениях, изъятия, акты и т.д.). Сейчас осуществляется второй этап проекта – доработка устройств и программного обеспечения.

В работе рыбоохраны необходимо взаимодействие со средствами массовой информации и гражданами с целью предупреждения браконьерства и разъяснения требований законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, что должно менять отношение граждан к охране природных ресурсов.

Подготовка и повышение квалификации кадровДля рыбной отрасли играет исключительно важную роль подготовка кадров по комплексному использованию биоресурсов, ихтиологии и рыбоводству, аквакультуре, охране окружающей среды и рыбоохране, промышленному рыболовству, технологии рыбных продуктов, кораблестроению, судовождению, специальностям механического профиля.

Серьезное внимание необходимо уделить практической подготовке будущих специалистов. Например, вопрос подготовки высококвалифицированных кадров может быть решен при создании центров аквакультуры. В настоящее время потеряны целые школы профильных специалистов в области ветеринарии, ихтипатологии, микробиологии. В центрах аквакультуры можно было бы не только заниматься генетико-селекционной работой, но и содержать и формировать маточные стада.

Мы прекрасно понимаем, что доля работников, достигших пенсионного рубежа, сейчас составляет больше 50%. Сотрудники с ученой степенью в возрасте до 40 лет практически отсутствуют. Зарплаты непривлекательны. С такими перспективами отрасль не сможет долго продержаться и тем более развиваться. Нам нужны специалисты, которых необходимо не только обучать, но и стимулировать работать в системе рыбохозяйственного комплекса, не допуская повального ухода в другие области или бизнес. Необходимо срочно решать задачи по подготовке и повышению квалификации кадров для рыбной промышленности. Наша надежда в молодых кадрах, для которых мы должны поменять сложившуюся ситуацию с техническим обеспечением и заработной платой для специалистов. Тогда мы справимся с трудной ситуацией нехватки квалифицированных сотрудников, и наше образование будет работать только на рыбохозяйственную отрасль. Важнейшее значение в этом контексте имеет и патриотическое воспитание будущих молодых специалистов.

Экологическое воспитание. Любое вторжение в естественную среду обитания влечет за собой негативное воздействие, и, хотя действующим законодательством порядок компенсации вреда определен, на практике это происходит очень сложно. Строгий контроль особенно необходим в таких регионах, как Санкт-Петербург и Ленинградская область, где подавляющее большинство водных объектов имеет рыбохозяйственное значение, а на акваториях исторического центра города располагаются рыбопромысловые участки, осуществляется прибрежное и любительское рыболовство. В результате хозяйственной деятельности предприятий ухудшается экологическая обстановка, наносится огромный ущерб водным биоресурсам.

Основной экологической проблемой, требующей решения в настоящее время, является снижение уровня техногенного загрязнения. Решить эту проблему только с помощью природоохранных мероприятий невозможно, поскольку значительная часть предприятий региона использует устаревшее оборудование и технологии. Стратегия улучшения экологической обстановки в регионе состоит в ориентации на современные технологии, закрытие или перепрофилирование экологически грязных производств, а также в концентрации усилий, направленных на обеспечение неотвратимости наказания по экологическим преступлениям. Анализируя проектные материалы, поступившие на согласование, можно отметить, что на этапе проектирования в значительной части проектов предусмотрены технологии, позволяющие сократить негативное воздействие, но впоследствии с целью удешевления проектов меняются технологические решения, из них исключаются природоохранные мероприятия, сроки работ захватывают периоды нерестовых миграций и нереста рыб и т.д.

У сотрудников Управления под особым контролем находятся вопросы экологической безопасности водных объектов: условия согласования и размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания. Нашими специалистами реализуется постоянный мониторинг объектов, являющихся потенциальными источниками антропогенного воздействия на состояние водных биоресурсов и среду их обитания.

К сожалению, неоднократно поступали сигналы о массовой гибели водных биоресурсов. В 2014 году на территории Санкт-Петербурга зафиксировано 3 случая массовой гибели рыбы. Несанкционированные сбросы также были выявлены в Новгородской области. По всем фактам Управлением совместно с Природоохранными прокуратурами возбуждаются административные дела, решается вопрос о возмещении ущерба, причиненного водным биоресурсам, и о возбуждении уголовных дел. Многие предприятия отказываются в добровольном порядке возмещать ущерб и затягивают многолетние судебные процессы. Например, ООО «Новгородский бекон» подал исковые требования в Арбитражный суд с целью избежать выплаты штрафа в размере 200 тысяч рублей и ущерба, нанесенного водным биоресурсам, в размере 1 701 649 рублей. Через полгода суд вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований, и теперь предприятию придется полностью компенсировать ущерб и заплатить назначенный штраф.

Особое внимание следует обратить на проблему загрязнения водоемов сточными или дренажными водами, не подвергшимися достаточной санитарной очистке, с превышением установленных для водоема ПДК. Ответственность за сброс в водный объект сточных или дренажных вод, не подвергшихся достаточной санитарной очистке, предусмотрена ст. 8.33 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц  от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц  от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Как вы видите, размер штрафа небольшой, и он не может служить достаточным стимулом для проведения работ по реконструкции очистных сооружений. Фактически продолжается загрязнение водоемов недостаточно очищенными сточными водами, что в конечном итоге наносит вред водным биоресурсам. Возможно, что ужесточение ответственности за данное правонарушение позволит качественно изменить сложившуюся ситуацию.

Например, в бассейн Ладожского озера ежегодно сбрасывается более 11,5 куб. км сточных вод, в том числе неочищенных и недостаточно очищенных. Соотношение массы загрязняющих веществ, поступающих с территории Ленинградской области с водами реки Невы, соизмеримо с массой загрязняющих веществ, сбрасываемых предприятиями Санкт-Петербурга. В процессе очистки из сточных вод образуются осадок и активный ил, который также загрязнен солями тяжелых металлов.

Управление считает необходимым учитывать во всех региональных адресных инвестиционных программах меры, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 г. № 380. А также  требовать от хозяйствующих субъектов всех форм собственности при сдаче завершенных объектов реконструкции капитального строительства и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания (водопользование), подтверждения выполнения работ по компенсации ущерба. С инициативой о поддержке таких мероприятий, направленных на сохранение рыбных богатств, Управление уже обратилось в Правительство Санкт-Петербурга.

Рыборазводные заводы. Реальный путь воздействия на увеличение численности ценных и охраняемых видов рыб — их разведение на рыбоводных заводах, деятельность которых имеет большое значение для всего Северо-Запада.

Здесь необходимо отметить, что именно государственные заводы обязаны участвовать в работах по восстановлению водных биоресурсов, ведь они имеют для этого необходимые производственные мощности и научные лаборатории. Должны существовать определенные задачи по каждому отдельному водоему, наглядно демонстрирующие, что мы хотим видеть в итоге. Госзадания должны определять конечную цель деятельности рыборазводного завода: сколько надо выпустить рыбы, сколько провести мелиоративных работ, какими породами рыб лучше зарыблять каждый конкретный водоем и т.д.

Например, если учреждение занимается выпуском ладожского лосося, надо добиться увеличения популяции до такого уровня, чтобы данный вид был выведен из Красной книги, был разрешен наукой его любительский вылов, а в дальнейшем и промышленный. На практике происходит следующее: мы уже десятки лет как выпускаем водные биоресурсы по госзаданию, но кроме того, что мы, конечно, сохранили и поддержали ту или иную популяцию, мы не имеем возможности пользоваться этими ресурсами в полной мере. Поэтому формировать задания для заводов нужно так, чтобы иметь возможность пользоваться воспроизводимыми водными биоресурсами, а не смотреть на исчезающие породы рыб «сквозь стенки аквариума».

Большой потенциал для развития рыбохозяйственного комплекса кроется в рыбохозяйственной мелиорации водных объектов. К разработке программ мелиоративных работ также нужно привлечь представителей отраслевой науки, руководствуясь, прежде всего, повышением рыбопродуктивности водоемов.

Выпуски в целях воспроизводства водных биоресурсов – это очень важные мероприятия, которые необходимы для компенсации вреда, нанесенного среде обитания водных биоресурсов в процессе строительства, либо компенсации ущерба, вызванного гибелью рыбы. Вопрос этот очень сложный, так как большинство организаций, нанесших ущерб, уклоняются от его компенсации. Некоторые недобросовестные компании пытаются заработать различными мошенническими способами при выпуске мальков, подменяя их биологический вид, среднюю навеску, количество и т.д. Поэтому к выпускам привлечено повышенное внимание и со стороны Северо-Западного Территориального Управления Росрыболовства, и со стороны правоохранительных органов. Мы действуем максимально открыто и включаем в состав комиссии по выпускам представителей правоохранительных органов, отраслевой науки и общественных организаций. Для того чтобы мероприятия по воспроизводству проходили наиболее эффективно, необходимо обращаться к специализированным государственным предприятиям, которые профессионально занимаются вопросами воспроизводства водных биоресурсов в целях компенсации ущерба.

Действующим законодательством предусмотрена возможность перенаправления средств, предназначенных для компенсации ущерба, причинённого водным биоресурсам, на создания новых, расширения или модернизацию существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий. Необходимо использовать предоставленную возможность для модернизации рыбоводных заводов, входящих в систему рыбводов России. Вопрос модернизации актуален, это видно на примере Свирского рыбоводного завода, с момента ввода в эксплуатацию которого прошло более 75 лет. Завод не реконструировался со времен послевоенного восстановления в 1949 г.

Развитие аквакультуры. Необходимость развития аквакультуры в стране очевидна всем. В живом и охлаждённом виде продукция аквакультуры может доставляться потребителю в любое время года. По оценкам экспертов, ежегодный  объём выращенной рыбы и морепродуктов в акваториях нашей страны может достичь 1 млн. тонн. Не зря развитию аквакультуры уделяется сейчас особое внимание: она позволит обрести самостоятельность и независимость от импортируемых продуктов питания, получить новые технологии, с применением которых увеличится производительность и фондоотдача отечественных предприятий. Так, в конце сентября в Федеральном селекционно-генетическом центре рыбоводства «Ропша» (Ленинградская область) Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин провел круглый стол на тему «Законодательные аспекты развития рыбоводства и аквакультуры и актуальные проблемы укрепления национальной продовольственной безопасности». Состав участников позволил обсудить проблемы как общероссийского характера, так и определенных регионов (Ленинградской области и Карелии), вплоть до ситуации на конкретных предприятиях.

Нельзя недооценивать вклад науки при переходе российской аквакультуры на новый качественный уровень. Реализация современных подходов к проведению исследований требует соответствующей технологической и приборной базы, привлечения высококвалифицированного персонала. Хочется особо отметить, что аквакультура в целом была построена и разработана российскими специалистами и учеными. Необходимо внимательно относиться к наработкам научных институтов Росрыболовства;важно обеспечить необходимый объем финансирования научно-исследовательских работ в этой области.

Одна из основных задач сегодня – это обеспечение предприятий аквакультуры высококачественными кормами отечественного производства. Сейчас предприятия зачастую вынуждены импортировать корма в большом количестве.

Ранее специалисты ФГБНУ «ГосНИОРХ» больше тридцати лет производили разработку специализированных кормов для различных видов рыб, выращиваемых в аквакультуре (карп, разные виды сиговых, радужная форель). В результате этих работ были созданы корма для рыб разных возрастов, в том числе стартовые («Эквизо», ЛС-81), корма для мальков (ЛС-84), первые гранулированные корма для форели. Они широко использовались на рыбоводных хозяйствах в различных регионах СССР, что позволяло выращивать десятки миллионов штук качественного посадочного материала и десятки тысяч тонн товарной рыбы.

Надо возобновить финансирование научных разработок современных экструдированных рыбных кормов для объектов аквакультуры и искусственного воспроизводства, пока у нас еще есть ученые, которые могут передать свой опыт в этой области. Также необходимы попытки восстановить производство кормов по уже разработанным в 60-70 гг. технологиям.

Сотрудники научных учреждений могут составить готовые типовые проекты на основании своих исследований и разработок, чтобы инвестор мог прийти, взять готовый проект и реализовать его. Мы считаем, что для Северо-Запада развитие малых крестьянских рыбоводных хозяйств окажется очень эффективными, если они будут находиться в ближайшей доступности от потребителя. А у больших предприятий появится возможность скупать продукцию у малых предприятий и держать на постоянном уровне объем своего производства рыбной продукции, достаточный для потребления в нашем регионе. Это позволит значительно снизить пресс на водные биоресурсы и будет способствовать их сохранению и восстановлению.

Развитие рыбохозяйственного комплекса. Основным фундаментом развития рыбохозяйственного комплекса является контроль за состоянием окружающей среды и незаконным промыслом. В любительском и спортивном рыболовстве необходимо цивилизованно урегулировать проведение соревнований, ограничить нормы вылова рыбы рыбаками-любителями, а также формировать инфраструктуру для указанного вида досуга (Глибко, Лукин, 2011).

Очевидно, что необходимо заниматься развитием транспортной инфраструктуры, организацией логистической инфраструктуры, модернизацией перерабатывающих мощностей отрасли, повышать рыбопродуктивность водоемов, стимулировать поставки уловов водных биоресурсов именно на отечественные мощности, в отечественные порты — для переработки и последующей реализации на внутреннем рынке.

Сегодня перед всем рыбохозяйственным комплексом стоит задача — обеспечить восстановление особо ценных видов рыб, которые сокращаются с каждым годом, пресечь их исчезновение. Например, раньше атлантический осетр заходил во многие реки Ленинградской области, в том числе и в Неву – никого это не удивляло. Но антропогенное воздействие и хищнический вылов заставили нас забыть об этом виде рыбы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная задача органов рыбоохраны — прежде всего восстановить, сохранить и развивать рыбохозяйственный комплекс России. Проблемы, которые существуют в рыбоохране Северо-Запада, характерны для всех регионов страны. Это в первую очередь нехватка специалистов, низкая заработная плата, несовершенство законодательной системы, отсутствие современной технической базы, особенно в удаленных регионах.

Анализ существующих проблем показал, что развитие рыбоохраны невозможно без взаимодействия со всеми природоохранными структурами и воспитания «экологического» сознания не только населения, но и инспекторов рыбоохраны. Огромный потенциал для развития отрасли кроется в объединении усилий федеральных, региональных и муниципальных ветвей власти для формирования ответственного отношения общества к нашим водным богатствам.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: