Формирование экологической культуры

0 6

7yQQgR3AII научно-практическая конференция «Формирование экологической культуры у подрастающего поколения» состоялась 12-13 декабря 2014 года в Санкт-Петербургском Центральном музее почвоведения имени В.В. Докучаева. Организаторы конференции – НОУ ДПО СПб Института природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды «ИПК «Прикладная экология», Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, детский экологический журнал «У Лукоморья», Центральный музей почвоведения РАСХН, Санкт-Петербургское городское отделение Русского географического общества, Центр культурных инициатив «ОРТУС-СПб», ГБДОУ детский сад №16 Пушкинского района СПб. РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга», которая непосредственно занимается экологическим воспитанием подрастающего поколения, распространением экологических знаний и повышением экологической культуры населения, регулярно выпуская газеты «Экологическая вахта Санкт-Петербурга» и «Зеленый щит», приняла участие в научно-практической конференции.

Открывая конференцию, с приветственным словом к ее участникам обратился доктор географических наук, профессор, ректор НОУ ДПО СПб Института природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды В.Ю. Цветков. Он отметил, что, судя по заявкам для участия, такая конференция нужна и важна для совместной деятельности. «…для того, чтобы вырастить дерево, требуется несколько лет, — сказал он. –Чтобы воспитать честного, экологически грамотного человека, необходимо несколько десятилений, а то и целый век. Шведы, например, говорят, что им потребовалось для воспитания экологически грамотного человека 20-30 лет. Я желаю всем успешной работы, результаты которой пригодятся в нашей будущей деятельности».

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, директор музея почвоведения, зав.кафедрой почвоведения и экологии СпбГУ Б.Ф. Апарин, приветствуя гостей, сообщил, что 5 декабря по решению ООН отмечается Всемирный день почв. «Это вызвано катастрофическим состоянием почв, — сказал он. – Все аспекты нашей жизни связаны с почвой. Земля – это наша кормилица. К сожалению, мы часто забываем об этом. С ней напрямую связано качество нашей продукции, иными словами, что посеешь, то и пожнешь. Все климатические изменения связаны с почвой. Занимаясь вопросами экологического воспитания, надо, наверное, начинать с почвы. Наши специалисты расскажут вам о том, как музейными средствами можно закладывать основы экологического воспитания. Для этого у нас есть инереснейшие экспонаты. Я желаю вам успешной работы! Хотелось бы, чтобы, познакомившись с музеем почвоведения, вы и ваши дети стали его постоянными гостями».

Пленарное заседание научно-практической конференции открыл доклад доцента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» Е.А. Агеевой на тему «Правовое регулирование экологической культуры в Российской Федерации». По словам Е.А. Агеевой, в отношении природоохранного законодательства также верна истина о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Она сослалась на Закон РСФСР 1960 г. «Об охране природы», в котором были закреплены основы экологического образования и пропаганды охраны природы. «В целях воспитания чувства бережного отношения к природе экологическое образование было включено в школьные программы. Соответствующие разделы по охране природы входили в курсы географии, химии и других предметов в средних, высших и специальных заведениях. Музеям, радио, телевидению, газетам, кино рекомендовалось широко пропагандировать бережное отношение к природе. Это же вменялось в обязанность граждан. Эти нормы действовали до момента принятия Закона об охране окружающей среды. В данном законе содержалась норма о преподавании основ экологических знаний. Но с принятием Закона об образовании она утратила свою силу. В 90-х годах была попытка разработать Закон об экологическом образовании, но, к сожалению, он по разным причинам не был принят».

По мнению Е.А. Агеевой, в настоящее время понятие экологической культуры в нашем законодательстве отсутствует. Докладчик считает, что необходимо разработать и принять самостоятельный Закон об экологической культуре или об экологическом образовании.

О работе Фонда социальных инициатив «Куркиеки» и проекте «Ладога-Сайма-Байкал» рассказала в своем докладе В.И. Коваленко из Республики Карелия. О реализации образовательного проекта «Экология города» и о селективном сборе мусора с помощью средств мультипликации сообщила представитель ФГБОУ ВПО Уральского государственного педагогического университета Н.Л. Абрамова из Екатеринбурга.

Заведующая детской библиотекой №1 СПб ГБУК «ЦБС Красногвадейского района» Е. В. Полякова в своем докладе раскрыла особенности создания и использования экологического арт-проекта «Сохраним наш мир» в экологической работе с детьми и подростками».

О развитии экологического образования и просвещения на территории Ленинградской области доложила участникам конференции руководитель Северо-Западного центра поддержки экологического образования Е.В. Тутынина. Она остановилась на прошедшей недавно конференции по экологическому образованию, в которой приняли участие 80 школ Ленинградской области. «Это тот оплот по экологическому образованию , — сообщила она, — на который мы опираемся в нашей работе. Мы видим, судя по конференции, что количество образовательных учреждений, занимающихся экологическим воспитанием, растет». В качестве одной из проблем в работе по экологическому образованию она назвала отсутствие единого координирующего органа: «В других регионах есть межведомственные комиссии по экологическому образованию и просвещению. Ни в Санкт-Петербурге, ни в Ленинградской области таких органов нет. Мы хотим выйти с инициативой о создании такой комиссии, которая бы координировала работу по экологическому образованию».

По ее мнению, это поможет общественным организациям скоординировать план реализации проектов и избежать дублирования мероприятий. Кроме того, для организации обмена информацией необходимо упорядочить существующие информационные потоки, кторые сейчас направлены хаотично, в разные стороны.

Она отметила как очень важный шаг инициативу людей, создающих объекты экологического просвещения, которых у нас сегодня недостаточно. В Европе экологическое просвещение проходит на базе центров природы, которые носят либо общественный, либо частный характер. Е.В. Тутынина сообщила о создании двух экологических центров: в г. Пикалево Бокситогорского района «Моя семья» и в г. Выборге (водный экологический центр).

Кроме того, в Ленинградской области наблюдается хорошая тенденция – все чаще стали появляться новые экологические объекты: конно-спортивные школы, конюшни, фермы. Некоторые из них, такие, как конюшня «Сказка», что в Токсово, уже ведут большую работу по экологическому просвещению. Некотрые животноводческие, а также фермы, выращивающие экологически чистую продукцию, только приступают к этому занятию.

Такие фермы очень важны. Например, в Европе экологическое образование младших школьников начинается с глубокого погружения в фермерские хозяйства, где дети могут целый день провести с семьей или классом. У нас же нередко даже подростки не могут отличить животных одно от другого.

В настоящее время готовится издание буклета, в который войдут сведения обо всех основных фермерских хозяйствах Ленинградской области, которые можно будет посещать и детям, и взрослым. Наверняка, такая информация будет востребована для школ как в Ленобласти, так и в Санкт-Петербурге.

О раскрытии ресурсного потенциала документального кино в формировании экологического сознания и культуры рассказала присутствующим руководитель продюсерского центра «Поддержка хороших идей» Наталья Мещерякова из Москвы. Она отметила большую роль в экологическом воспитании подрастающего поколения Всероссийского экологического кинофестиваля «Меридиан надежды», который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге.

Программа научно-практической конференции была очень насыщенной. Спектр тем – самый разнообразный. Это и «Роль математического и компьютерного моделирования в экологии», и «Экологические программы для школьников и молодежи в рамках проекта «Чистые реки – в здоровое Балтийское море».

В рамках научно-практической конференции состоялись познавательные «круглые» столы на темы: «Роль литературы в формировании экологической культуры детей», «На природу в любую погоду», «Роль учителя и воспитателя в формировании экологической культуры детей».

06NxkxI

5KVv_Q

40

8

3oYc

РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга», которая в своей деятельности ставит экологическое образование и просвещение во главу угла, поддерживает все полезные начинания и предложения участников научно-практической конференции «Формирование экологической культуры у подрастающего поколения».

Татьяна Захарова

Similar articles

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.