Увеличение «развязок» сделало воздух чище

Комментарии к записи Увеличение «развязок» сделало воздух чище отключены 1

IMG_2174В Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце, 26 июня текущего года состоялось третье заседание Федерального экологического совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На повестке дня стоял один насущный вопрос «Развитие системы управления качеством атмосферного воздуха и выполнение субъектами РФ полномочий в данной сфере».

В работе совета, который проходил под председательством министра природных  ресурсов и экологии Сергея Донского,  также приняли участие заместитель министра Ринат Гизатулин, ио руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, руководители природоохранных ведомств субъектов РФ, а также представители Росгидромета, Роспотребнадзора, ФГБУ «ВНИИ Экология».

РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга», которая уже с первых выпусков своей газеты стала уделять большое внимание теме загрязнения атмосферного воздуха, также приняла участие в заседании Федерального экологического совета.

Работа Совета была посвящена проблемам загрязнения атмосферного воздуха — одному из основных факторов, влияющих на здоровье и благополучие жителей. Как подчеркнул Сергей Донской, загрязнение воздуха влечет за собой издержки для здоровья населения в размере от 3% до 6% ВВП. По его словам, «этот показатель оценивается вместе с факторами, влияющими на здоровье в связи с загрязнением вод, но доля последних в общем объеме значительно меньше». Министр природных ресурсов упомянул, что Санкт-Петербург может служить примером положительного опыта формирования эффективной системы мониторинга качества атмосферного воздуха, включающей как инструментальные наблюдения, так и компьютерное моделирование. Сергей Донской также определил северную столицу как первый российский мегаполис, который ставит в основу планов территориального развития и градостроения данные мониторинга загрязнений от транспортных потоков. Как сказал глава Минприроды, «мы должны поддержать данный опыт и дать импульс его дальнейшему развитию и внедрению сводных расчётов рассеивания выбросов, которые можно использовать как для компьютерного моделирования состояния атмосферного воздуха, так и для обоснования градостроительных решений». Сергей Донской также отметил, что эффективным инструментом управления выбросами от автотранспорта как основного загрязнителя атмосферного воздуха в городах, может стать использование маркировки автотранспорта по классам выбросов. Соответствующий законопроект Минприроды России планирует разработать в 2016 году.

Министр природных ресурсов привел статистические данные, подчеркивающие удручающее состояние атмосферного воздуха в российских городах и необходимость срочного принятия мер для выхода из этой тревожной ситуации. Так, 53% городского населения России проживает в городах с высокой и очень высокой степенью загрязнения воздуха. В 42 субъектах Российской Федерации более половины городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения воздуха. Загрязнение водных объектов остается одной из основных экологических проблем для промышленно развитых регионов Поволжья, Урала, Кузбасса и Северного Кавказа».

Министр Сергей Донской напомнил о том, что в прошедшем году Минприроды России был принят закон, стимулирующий переход российской экономики на наилучшие доступные технологии, внедрение которых должно найти отражение в целом ряде подзаконных актов, в том числе, привести к повышению качества жизни граждан. Как он сказал, «мы планируем существенно сократить перечень нормируемых загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. В тоже время предполагается ввести требование об оснащении основных источников загрязнения атмосферы приборами непрерывного контроля, информация от которых должна быть доступна как контролирующим органам, так и общественности через интернет. В целях получения объективной информации о негативном воздействии выбросов на загрязнение атмосферы будет упорядочен процесс разработки, допуска к применению методов расчёта величин таких выбросов. Он подчеркнул, «эту работу необходимо вести уже сегодня, не дожидаясь вступления в силу норм закона».

Поскольку охрана атмосферного воздуха — это сфера совместного ведения всех субъектов РФ, необходимо налаживать регулярный диалог между федеральными и региональными природоохранными органами власти. Как считает Сергей Донской, «для более активного вовлечения регионов в деятельность по охране атмосферного воздуха необходимо обеспечить их доступ к формируемому банку данных об источниках негативного воздействия. Необходимо включать представителей регионов в состав комиссий по проверкам крупных предприятий, подлежащих федеральному надзору». Он подчеркнул, что в свою очередь, «мы также ждём предложений по совершенствованию системы нормирования выбросов в атмосферу».

Согласно статистическим данным, «лидером» по объему выбрасываемых в воздух вредных веществ является Сибирский федеральный округ — 5,5 миллиона тонн выбросов в год. За ним следуют Уральский (3,8 миллиона тонн), Приволжский (2,4  миллиона тонн) и Северо-Западный (2,2  миллиона тонн) федеральные округа.

Наиболее важным показателем в оценке эффективности воздухоохранных проверок является процент устраняемости выявленных нарушений. Как сообщил в своем выступлении ио руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, в этом лидируют Северо-Западный и Приволжский федеральные округа, где процент устраняемости выявленных нарушений составил около 90% и 94%. По словам Амирханова, проблема еще состоит и в том, что многие предприятия не желают открывать информацию о своих выбросах загрязняющих веществ в атмосферу.

Сегодня надзорные органы в своей работе переходят на так называемый   ориентированный подход, при котором наибольшее внимание должно уделяться действительно высоко опасным объектам, а не тем предприятиям, которые лишь формально попали в списки поднадзорных федеральных объектов.

В целом, состояние атмсоферного воздуха в Санкт-Петербурге за последний год улучшилось, о чем сообщила на экологическом совете руководитель Управления Роспотребнадзора Наталия Башкетова. В этом свою положительную роль сыграло развитие дорожно-транспортной сети, увеличение количества развязок, что в свою очередь, сократило множество «пробок».

Пресс-служба РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга»

Similar articles