Неработающие очистные российского посёлка , или уточняя шансы на Победу

0 81

Одним из ярких примеров экологического абсурда современной действительности в российской «глубинке» является псевдоэкономический подход, практикующийся уже на расстоянии 80 км от Санкт-Петербурга в Финляндском направлении. Таковым он является в связи с разрушением и деградацией хозяйственной деятельности, в то время как экономический призван развивать территории и улучшать качество жизни граждан.

Общая картина

Работающие птицефабрика и комбикормовый завод, население численностью более 3500 человек, несколько панельных пятиэтажек, множество разнокалиберных частных домов и огородов. Из инфраструктуры: школа, детский сад, спортплощадка, кабинет общей врачебной практики, почта, несколько продуктовых и промтоварных магазинов, в аварийном состоянии «дом культуры», еще недавно функционировавшая библиотека, закрытая в связи с решением руководства фабрики. Ситуация типичная для среднестатистического поселка в составе МО «Рощинское городское поселение» (понятно, что речь не идет о самом Рощино). Однако громкое название данного поселка «Победа» заставляет задуматься о победителях и побежденных на этой, как повелось издревле, спорной территории. Но уже не шведы и не финны фактически устанавливают свои порядки в царстве сосен и озер.

Начало пути

C выяснения причин появления неприятных запахов, от которых болит голова, началось журналистское расследование относительно очистных сооружений поселка.

Канализационные стоки поселка и слив с фабрики, не проходя предварительной очистки, попадают на ландшафт, а затем и в грунтовые воды. Очистка хозяйственно-бытовых вод не проводится. Озеро Победное превратилось в водоем с мутной дурно пахнущей зеленой жижой, с иловыми залежами более 10 метров, близлежащие реки засорены. Антисанитарийное состояние полей, в связи с отсутствием очистных сооружений, привело к появлению устойчивого неприятного и вредного запаха. Колонии мух заселили близлежащие окрестности, также внося свой негативный вклад в антисанитарию и рост инфекционных и паразитических болезней среди населения.

После получения шокирующего ответа эколога администрации весной 2016 года: «В Победе воняло, воняет и вонять будет. Ничего не изменить.» для проверки гипотезы было принято решение получить подтверждающие документы.

По итогам мероприятий, начатых в апреле 2016 года, получены результаты, при помощи которых, наверное, можно составлять выводы и прогнозировать ситуацию в любом из российских поселков, имеющих схожую ситуацию с закрытыми или неработающими очистными сооружениями.

В силу ст. ст. 14, 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Удивительно было бы предположить, что те, кто содействует или попустительствует нарушениям в данной сфере, не знают об уголовной ответственности, предусмотренной Уголовным Кодексом РФ, гл. 26 и некоторыми статьями из других глав.

Факты

После разговора с Григорием Николаевичем Чистяковым, который представился генеральным директором ЗАО «Птицефабрика Ударник» и заместителем «ЗАО «Гатчинский комбикормовый завод», стало понятно самое главное: ВОДООЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ НЕ РАБОТАЮТ.

Да, со слов Чистякова Г.Н., жалобы от жителей идут постоянно, но налоги фабрика исправно платит, а водоочистные, куда выводятся фабричные стоки и канализационные сети поселка, НЕ РАБОТАЮТ. Но «зона ответственности» — уже не фабрики. У администрации нет «лишних» 100 миллионов российских рублей. Точка.

Обращение в администрацию МО «Рощинское городского поселения» позволило в письменном виде зафиксировать свою гражданскую осведомленность и задать ряд интересующих жителей этого поселка, вопросов. Кстати, одного из 13 населенных пунктов, входящих в состав МО «Рощинское городское поселение». Фактически в ответе, который пришел примерно через 2 месяца после обращения, указывалось, что реконструкция водоочистных запланирована на следующий 2017 год. Документально в открытом бюджете Ленинградской области сведений, указывающих на это, нет. В бюджете 2015-2017 года в муниципальной программе «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в муниципальном образовании «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области на период 2015-2017 годы» имеется лишь  указание на восстановление участка теплотрассы в пос.Пушном (одном из 13 поселков рощинского муниципального образования) стоимостью порядка 5 миллионов рублей. Это как раз и свидетельствует об отсутствии планирования реконструкции очистных сооружений в поселке Победа рощинской администрацией.

Тем более что в сентябре 2016 года на публичных слушаниях относительно принятия генерального плана развития МО «Рощинское городское поселение», о сроках реконструкции или создания новых очистных сооружений было сказано расплывчато: возможно до 2035 года. Все эти разрозненные и туманные «сведения» свидетельствуют о том, что имеет место быть недостоверная информация, мягко говоря, рассчитанная где-то на дилетантизм, а где-то на добродушие и «толерантность» наших сограждан.

Смена формаций, режимов постсоветского общества наложила отпечаток на всю действительность этого некогда образцового поселка. Но фактически ситуация складывается таким образом, что «не передавшая» документацию когда-то очень давно фабрика (в роли совхоза, затем производственного кооператива, затем АОЗТ и ЗАО) тянет за собой вереницу проблем, от которых напрямую зависит водоснабжение, водоотведение, отопление, социальная сфера поселка и, главное, его экология, а значит, здоровье граждан.

Несмотря на наличие законов и «бумажных попыток» их исполнения местными властями, связанных с передачей инженерной и социальной инфраструктуры бывшего совхоза (отправление «запросов» руководству фабрики, которые остаются, по всей видимости, неудовлетворенными), уже многие годы дело с мертвой точки не движется.

Даже несмотря на вмешательство Росприроднадзора и Прокуратуры.

Итоги

Какие уж тут экологические программы, эко-потребление и эко-просвещение?

Кто же решает, БЫТЬ или НЕ БЫТЬ очистным в поселке Победа?

В игре, где у проигравшего населения есть только одно реальное право –обратиться в суд, задействованы несколько участников, а именно:

— Администрация Выборгского района;

-Администрация МО «Рощинское городское поселение»;

-ЗАО «Управляющая компания по ЖКХ» Выборгского района;

— ЗАО «Птицефабрика Ударник»;

— ЗАО «Гатчинский комбикормовый комбинат».

Несмотря на неоднократное озвучивание проблемы с отсутствием очистных сооружений в поселке Победа в прессе,  решение проблемы не происходит.

При наличии закона вот уже более 10 лет водоочистные сооружения не работают.

И коротко о логично возникающих вопросах.

  1. Есть ли сообщения от жителей о нарушениях ?

— Да, и многие из жителей дошли до Прокуратуры.

  1. Кто должен контролировать ситуацию и не допускать сбоев?

-Администрация Выборгского района Ленинградской области, Администрация Рощинского городского поселения

  1. Что предусматривает законодательство?

-Административную и уголовную ответственность.

Но пока что, в связи с отсутствием очистных сооружений и фактическому выводу бытовых и производственных стоков на ландшафт,  в поселке Победа Росприроднадзором, Прокуратурой усматривается лишь административная ответственность, грозящая штрафом 15.000-45.000 руб. Ростехнадзор штрафует серьезнее. Недавно, со слов Г.Н. Чистякова, фабрику оштрафовали на 250000 руб, в связи с чем – пока неясно. Административное дело в отношении ОАО «Управляющая компания» по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ (закончилось привлечением к административной ответственности со штрафом 35000 рублей к управляющей компании, 15000 рублей – к МО «Рощинское городское поселение»).

  1. Меняется ли ситуация после проверок и штрафов?

– Нет, очистные не реконструируют и не строят новые.

  1. Может ли прокуратура обязать кого-либо из участников построить (реконструировать) очистные сооружения?

— Может, но через суд. Возникает множество возможностей для проволочек и оттягивания сроков. В том числе из-за непредоставления ответчиком документов.

  1. Каким образом можно было бы решить данную проблему?

– Войдя, например, в федеральную целевую программу «Чистая вода». Однако МО «Рощинское городское поселение» выказывает в открытую свою незаинтересованность. Суть сводится к тому, что лишь самостоятельное муниципальное образование «Поселок Победа» (если бы такое было создано) имело бы самостоятельные бюджеты и доступ к дотациям, субвенциям и другим трансфертам от государства. В составе чужеродного муниципального образования участие в таких программах практически невозможно.

Итак, на данном этапе журналистского расследования ожидается ответ на вопрос о статусе земель и сооружений из инстанций, регулирующих имущественные отношения. Пока что попытка жителей найти взаимопонимание и поддержку со стороны власти и бизнеса не увенчалась успехом. Если не считать обнадеживающих «отписок» с недостоверной информацией из Рощино.

В случае с поселком Победа «динамо» возникает регулярно без существенных последствий для игроков этого коррупционного поля, поскольку вопрос с документальным подтверждением передачи и разграничения полномочий не решен и не решается должным образом. Документы о приватизации земель, зданий и сооружений не предоставляются по запросам даже в суд. А это можно расценивать как прямое свидетельство отсутствия прав у нынешних владельцев ЗАО «Птицефабрика Ударник» на данные объекты.

Понимание того, что объективности в этом вопросе можно добиться лишь решительными мерами и только  сообща, пришло после озвученных угроз и требований о прекращении общественной деятельности со стороны руководства фабрики в начале осени 2016 года. Именно поэтому в поселке «Победа» Выборгского района в сентябре 2016 года была создана группа общественного контроля, деятельность которой регулируется федеральным законодательством.

В целом, жителей волнуют одни и те же проблемы, от решения которых зависит качество жизни многих семей этого поселка. Разобраться с тем, кто все-таки и кому что должен, и добиться запуска водоочистных сооружений – одна из первоочередных задач инспекторов общественного контроля.

Цитата из коллективного обращения:

«Прокуратуру Ленинградской области просим провести документальную проверку передачи (или ее отсутствия) данного хозяйственного объекта от МО Выборгский район муниципальному образованию  Рощинское городское поселение; провести проверку технического состояния водоочистных, а также состояние воды в озере и грунтовых вод, с привлечением федеральных служб  Ростехнадзора, Роспотребнадзора; обязать ответственную администрацию  (по результатам документальной проверки) построить очистные сооружения. Заключение Роспотребнадзора и протоколы лабораторных исследований по состоянию воды в озере и залегающим грунтовым водам просим предоставить после проведения проверок. Комитет по ЖКХ и транспорту просим учесть данное положение дел в поселке Победа и предложить рекомендации для организации функционирования водоочистных сооружений в ближайшее время».

Впереди новые журналистские расследования.

В заключение стоит добавить, что силами общественности «запустили» очистные сооружения в таких населенных пунктах как г. Пудожа Пудожского городского поселения, в республике Тыва, в п. Селезнево Выборгского района Ленинградской области и в некоторых других.

Но проблемных поселков, где не работают очистные сооружения, в одной только Ленинградской области в несколько десятков раз больше. И эту экологическую проблему, имеющую системный экономический характер, нужно решать сейчас, во избежание экологических катастроф.

 

Атаманова Надежда Олеговна,

к.э.н., эксперт РОО «Эко-вахта»

 

«От редакции:

В связи с особой опасностью и угрозами в адрес нашего корреспондента редакция газеты совместно с Ассоциацией сотрудников силовых структур «Воин», Отдельского казачьего общества «Областной отдел» и правоохранительными органами взяли ситуацию в пос.Победа под особый контроль.»

Дополнительная информация:

Уголовная ответственность по статье 26 «Экологические преступления» наступает, в частности, за:

* нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

* нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

* нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

* загрязнение вод (ст. 250);

* загрязнение атмосферы (ст. 251);

* порчу земли (ст. 254);

К специальным экологическим составам также относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса: сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);; экоцид (ст. 358).

К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

* злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

* превышение должностных полномочий (ст. 286);

* служебный подлог (ст. 292);

* халатность (ст. 293).

Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Виды наказаний за совершение экологических преступлений:

* штраф (от 40.000 рублей);

* лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

* обязательные работы; * исправительные работы; * ограничение свободы; * арест;

* лишение свободы на определенный срок.

Similar articles