3 часа общения на полигоне опасных отходов «Красный Бор» — импульс к совместным действиям

0 68

Миссия поездки

27 июня 2017 года при содействии общественного движения «За экологическую безопасность. Никольское» состоялась экскурсия эко-активистов на территорию полигона «Красный Бор» Тосненского района Ленинградской области. В настоящее время руководство ГУПа открыто для общения и обсуждения проблем полигона. До нас тут были такие видные государственные деятели как депутат Госдумы Михаил Романов и председатель Комитета по природопользованию Игорь Григорьев.

«Проблемы экологии – это наши общие проблемы, и не надо монополизировать эту тему», — сказал директор СПб ГУП «Полигон Красный Бор» Алексей Трутнев. С этим сложно не согласиться, особенно когда на повестке сейчас стоит здоровье населения целого города, Ленобласти, а также финских соседей.
Поэтому важно было понять: что происходит и будет происходить с почвой и с воздухом, обеспечивают ли принятые на государственном уровне решения снижение экологических рисков?

Помимо экскурсии по территории полигона с заходом на карты минеральных и органических отходов, у общественников была возможность увидеть цех с очистными сооружениями (старыми и новыми), который на тот момент, правда, не функционировал, а также подойти к объектам с неизвестным содержимым, находящимся «под следствием» (которые сотрудниками МВД «запрещено» трогать как вещественные доказательства). Сотрудники полигона любезно пообщались с нами в формате круглого стола, а также продемонстрировали информационный видео-ролик о работе объекта и о планах рекультивации данной территории на ближайшие 5 лет.

 

СИЗ и здоровье
Одним из существенных минусов данной поездки стало плохое самочувствие, возникшее в результате воздействия воздушных масс полигона на кожу и слизистые (химический ожог). Пришлось спасаться адсорбентом Фильтрум-Сти, рекомендованным в том числе как раз на случай химического отравления.

Я одна была в защитной маске, которую любезно (хотя и не сразу, и лишь по моей настоятельной просьбе) мне предоставили для защиты органов дыхания. Несмотря на то, что всем активистам такие маски тоже предложили, никто из них масками не воспользовался. Однако, находясь у карты с органическими отходами, активист Дмитрий Головин отметил, что концентрации здесь такие, что никакие маски не помогут. Надо спросить, какими средствами ему приходится пользоваться после … Особенно с учетом того, что ездить Дмитрию теперь приходится часто для контроля ситуации на полигоне.

Отношение к СИЗ (средствам индивидуальной защиты) вообще неоднозначное у администрации полигона: ни одного работника в маске не было видно. Фактически замдиректора по экологии Горький Андрей Владимирович подтвердил то, что в результате технологических улучшений полигон теперь «дышит» за счет поставленных отводов газа. Но о том, что все эти утечки являются крайне ядовитыми он уточнил, когда ему было предложено собирать этот газ для переработки и частичного использования.

По мнению специалиста, для здоровья проблема заключается в том, что нахождение на полигоне и вблизи него — это накапливаемый эффект, в настоящее время трудно рассчитываемый. Но в то же время не скрывался тот факт, что большинство офисных работников уже имеют онкозаболевания.

 

Факты и сомнения
Из озвученных руководством фактов:

— сооружения были рассчитаны на 20 лет, прослужили с 1969 г.;
— долг у ГУПа на сегодня 78 млн, на момент смены руководства было 95 млн руб.;
— задолженности по заработной плате перед сотрудниками полигона нет (на полигоне
работают 42 человека, включая администрацию);
— с 2014 года полигон не принимает отходы;
— на территории полигона много неопознанных объектов, в том числе бочки с токсинами, привезенные в 2015 году и находящиеся «под следствием» (без принятия каких-либо мер);
— в 2016 году государственных средств было выделено 300 млн руб. Средства (120 млн руб, подрядчик «Гидрокор»), направленные из резервного фонда губернатора СПб, на

создание понтонных ограждений на картах 64 и 68, представляют собой временную меру на срок до 2-х лет. За это время предполагается выкачать и очистить жидкую субстанцию из карт, а далее литифицировать имеющиеся отходы;
— мониторинг полигона в 2017 году осуществляет ООО «Технотерра» (по конкурсу), ранее мониторинг проводил ФГУП «Минерал»;
— очистные сооружения – согласования проводятся для победившего в конкурсе «Раопроект» (отметим, что до этого очистные не работали вообще !) Изыскания спланированы только на 2018 г., согласования проводятся до сентября 2017 г.

Таким образом, до 2018 г., по сути, происходят только подготовительные работы и регламенты не утверждены. После всех запланированных работ будет произведен демонтаж техники и зданий (расчетное время – 5 лет).
Но все эти планы пока под сомнением. Перед руководством полигона сегодня стоит задача перевода в статус бюджетного учреждения. По словам замдиректора по экологии А.В. Горького, если полигон станет госсобственностью и будет финансироваться из федерального .бюджета, то заниматься им станет Управление по обращению с химическим оружием.
Самое главное, что волнует общественность – сжигания опасных отходов в том виде, в котором предлагалось ранее, не будет, финансирование и работы по строительству сооружения для термического уничтожения отходов прекращены.

Вопрос один — проблем масса
Каким же образом будет происходить реабилитация полигона, если уже в настоящее время налицо следующие экологические риски?

1. Наличие на полигоне множества неопознанных емкостей (бочек, цистерн) с опасными отходами, которые органами МВД «не велено трогать»
2. Свалочный газ не собирается и не утилизируется, а уходит в атмосферу через газоотводы. Его образование под укрытием происходит интенсивнее, чем было ранее.
3. Вопрос о термореакциях в имеющихся котлованах (при наличии покрытия над опасными отходами) до конца не изучен.
4. Опасность жидкой субстанции для почвы и грунтовых вод, с учетом многочисленных нарушений технического регламента (ранее смешивали простые масла с трансформаторными, скидывали гальванику и др.); обваловка не кембрийскими глинами.
5. Предполагаемая литификация (бетонирование поверхности поверх отходов) не является экологически оправданной с точки зрения задачи рекультивации полигона. А с учетом того, что понтонные сооружения рассчитаны на 2 года, работы по литификации должны начаться в 2019 году.
6. Нарушения в части расстояний до ближайших населенных пунктов и водоемов (по СанПин должно быть не менее 3000 метров).

Собственно, возмещение экологического ущерба государством руководству видится в проводимых и планируемых ими мерах.
Сложные отношения- повод для анализа ситуации

Отмечено недвусмысленное отношение руководства к местной администрации и активистке Виктории Марковой, которые весьма критично относятся к проводимой в настоящее время деятельности на полигоне, в частности, относительно принятия временных мер с созданием понтонных ограждений.
Общественность же обеспокоена, в первую очередь, наличием множества неопознанных объектов, с токсичными запахами, а также расположенными рядом с полигоном несанкционированными свалками, представляющими, возможно, еще большую экологическую угрозу, чем полигон Красный бор.
Возможно, стоит общественности вспомнить и о том, что население, проживающее в зоне повышенного риска, имеет право на компенсационные меры (дотации и компенсации)?

А также перелистать главу 26 Уголовного Кодекса РФ, где четко и ясно прописано про экологические преступления и соотнести это с той ответственностью, которая НЕ возникла у бывшего руководства полигона. Ведь многочисленные проверки проводятся только по актуальному руководству, а все архивы растеряны и не переданы.
В этом и других направлениях при юридической поддержке предстоит обширная общественная работа.

 

Надежда Атаманова

Similar articles